Марина Миронова travel-журналист
«Лучший способ борьбы с перегоранием — отдых. Перестать жадно все записывать, расспрашивать, знакомиться с новыми людьми, искать информацию. Стать «обычным» человеком».
Просмотреть маршруты Марины на IQPlanner можно здесь.
В 2003 году я поехала в первое самостоятельное путешествие по Андалусии. Мне еще снились апельсиновые патио Севильи, а я уже летела в Индонезию охотиться на комодоских драконов. Не прошло и месяца по возвращению из ЮВА, как я листала атлас мира и составляла список стран на годы вперед. Мечтала увидеть другие берега, сделать великие географические открытия и рассказать об этом. Так я стала travel-журналистом.
Любовь с едой случилась позже. Я поняла, что воспринимаю мир на вкус лучше, чем на глаз. Беседа с виноделом среди виноградников Тосканы. Обмен рецептами с шеф-поваром на Молукках. Секреты savour-vivre, умения жить по-французски, от продавцов на рынке в Провансе. Мастер-класс по разделке трески с норвежскими рыбаками. Сбор кофе на плантации в Колумбии. Такие практики погружают в национальный контекст проще, свободнее и естественнее, чем протокольный осмотр отполированных достопримечательностей.
Используя еду как призму, можно писать обо всем: о культуре, истории, экономике, политике, войнах, религии, экологии, антропологии, национальной идентичности. Еда — универсальный язык, способ объяснить сложное просто и понятно. Если овладеть этим языком профессионально, то любую историю можно рассказать так, что читатели тебя не просто поймут, но запомнят твои слова и что-то изменят в своей жизни, в своем видении мира. А это и есть цель любого хорошего текста — менять мир и людей к лучшему.
Он на стадии зарождения. Вопрос на отдельную статью. Все только-только начинается. Много проблем. Две из них — известный апокриф 🙂 Дороги, а точнее их отсутствие, и просто дальность — большая проблема. Есть удивительные деревни, замечательные фермерские хозяйства, старинные ремесла и пр. Но расстояния между этими точками интереса на карте — 300, 500, 800 км — не позволяют построить насыщенный гастрономический маршрут.
А «дураки» — это, конечно, образно. Скорее слепцы. Многие регионы не ценят то, что имеют. Не заботятся и не сохраняют немногочисленные крохи гастрономической культуры прошлого, что еще целы. Часто я встречаю такую картину: вместо возрождения традиционных продуктов строят завод по производству «итальянских» сыров. Впрочем, неудивительно. Моцарелла просто выгоднее.
Получается, что все есть. Есть деревня, в ней бабка, у бабки — печка и рецепты 19 века. Но к деревне нет дороги, у бабки нет телефона и интернета. А печь стоит нетопленная, потому что у бабки нет денег на дрова. Вывод: нам срочно нужны гастрономические Тимур и его команда, которые успеют спасти то, что не умерло. В 2018 году я планирую серию этно-гастрономических поездок по России. Буду собирать материал для книги. Надеюсь, отчасти поработаю «Тимуром».
Еще один сложный момент — это уход в лубок. Прямо напасть какая-то. Мы умеем из любой инициативы сделать шаблонные «народные гуляния» или «фестиваль городского масштаба». А нужны не гуляния по надуманному поводу, нужен вдумчивый и осознанный туризм. Чтобы турист почувствовал единство места, истории, традиций и продукта. Попробовал историю страны и региона на вкус. Гастрономия — один из немного способов эмпирически ощутить связь с прошлым. Вокруг нас слишком много виртуальности. Потому это так важно — связь с прошлым, ощущение твердой почвы под ногами, память.
При этом у нас богатая фактура! Можно делать кулинарную историю сразу четырех стран: допетровская Россия, Российская Империя до 1917 г., Советская кухня и, наконец, современная русская кухня. Если очень хорошо поискать — есть все! Старообрядцы и молокане, сохранившие допетровские рецепты и техники. Национальные кухни: татарская, удмуртская, вепсская… Что вы знаете про кухню вепсов? А она есть.
Зависит от того, какие проекты я делаю параллельно. С нашей мультиформатной реальностью мы возвращаемся к тому, откуда пришли. К синкретизму в искусстве и работе. Я пишу тексты, учу писать тексты на курсе по гастрономичеcкой журналистике, читаю лекции и организую события, продюсирую гастрономические маршруты для туркомпаний, пишу книги (ок — я написала только одну, но вторая близко), провожу тренинги для ресторанов, делаю menu development. Это когда ты так «вкусно» переписываешь меню, что продажи ресторана могут вырасти на треть. Поэтому иногда для журналов я пишу 1 текст в месяц. Могу сделать 5. Не больше. Я тугодум, люблю фундаментально подойти к поиску информации, проверке источников. Люблю slow living — ничего не могу с собой поделать.
Только недавно делилась таким секретом в инстаграм. Один из моих любимых приемов. На курсе по гастрономической журналистике я выделяю целый урок под сторителлинг, умение не просто написать текст, а рассказать «историю». Сторителлинг — актуальный и востребованный формат в современных медиа (в бизнесе и продажах тоже). Учитесь создавать интересные истории из подручного материала — и у вас всегда будут заказы от редакторов. Один из эффектных приемов сторителлинга — смена планов. Пишите тексты так, как будто снимаете кино. Меняйте планы, переходите от общей картины к крупному плану, среднему плану. Не задерживайтесь долго на одном кадре. Смена планов задает ритм. Ритм держит читательское внимание. Посмотрите, например, как сделано это видео об эфиопской кухне. Обратите внимание, как сменяют друг друга разные планы. Все это можно делать и с помощью текста. Видео сделано ребятами, которые ведут симпатичный видеоблог об ответственном отношении к еде и ее производству.
А если говорить в целом, то самая распространенная ошибка — это описывать вкус через вкус, забывая про остальные органы восприятия. Кстати, кому интересно, как мы воспринимаем вкус, почитайте про нейрогастрономию. Зная основы этой науки, можно усиливать то влияние, которое оказывает текст на читателя. Подробнее об этом у меня есть лекция в открытом доступе на странице.
Такая проблема есть в любой профессии. Как тревел-журналист я устаю от постоянной включенности во время путешествий. Как фуд-журналист устаю от дегустаций и новых проб и вообще от еды. Лучший способ борьбы с перегоранием — отдых. Перестать жадно все записывать, расспрашивать, знакомиться с новыми людьми, искать информацию. Стать «обычным» человеком. Почитать книгу «не по работе». Отключить средства связи и уйти на прогулку в одиночестве. Вообще, сделать информационный детокс. Позвенеть дзеном в пустой голове. Очень обновляет систему.
Тут целый алгоритм! В книге «Еда без границ. Правила вкусных путешествий» я подробно рассказываю, как не промахнуться с выбором ресторана в поездке. Самое приятное, что советы работают! Мне пишут читатели и благодарят за книгу.
Две популярные ресторанные ловушки
Одноразовая еда. Редкий ресторан, расположенный на туристических перекрестках, через которые ежедневно проходит поток «одноразовых» клиентов, сохраняет качество обслуживания, еды и адекватный уровень цен. Высока вероятность того, что возле Колизея подадут посредственный кофе, а в бистро с видом на Нотр-Дам-де-Пари — жидкий луковый суп с размокшими гренками. Хорошие и интересные рестораны крайне редко встречаются на пути массового туриста.
Признаки «одноразового» ресторана:
Ближний круг туриста. Гиды, представители турфирмы, таксисты, администраторы отеля, сотрудники офиса туристической информации — эта система координат неплохо работает, когда дело касается беглого знакомства, но дает сбой, как только требуются гастрономические советы. По двум причинам: некомпетентность и ангажированность. Зачем водителю такси разбираться в сезонах рыбной ловли, знать виды пряных трав, следить за появлением новых ресторанов? Для его работы достаточно выучить одно-два названия ближайших заведений, которые к тому же обещают денежный бонус за клиентов.
Обмануть ваши ожидания могут:
Главное — это люди, которых ты встречаешь. И открытия, которые ты делаешь во время этих встреч. А еда — это способ, инструмент. Это декодер. С помощью еды ты можешь очень быстро «открыть» страну, регион, город и его местных жителей. Ведь контекст еды — это история, традиции, экономика, политика, климат, менталитет. Всё!
Если правильно организовать путешествие, быть максимально открытым для нового, любознательным — любая страна подарит уникальный опыт. Я очень люблю Италию. Такую разную, яркую, эмоциональную. Аргентина — страна, где хочется петь и танцевать. Колумбия с ее магическим реализмом. США — прекрасны, особенно Дикий Запад. Кения и мир животных. Сингапур и будущее. Индонезия и 17000 островов. Бирма и храмы Багана на закате, река Иравади и золотые ступы. Самое синее море в кальдере Санторини. Остановите меня! ))
С удовольствием! Правда, редко. Мне сказочно повезло — муж готовит, как профессиональный шеф. У нас распределение ролей: я теоретик, он практик. Дома мы готовим наши «путешествия», привезенные из поездок рецепты и идеи. Любимые кухни: Италия, Таиланд, Мексика, Франция, Китай.
На мой взгляд, если ты пишешь о еде, ты должен уметь готовить. Это же прямой контакт, без которого не бывает взаимной любви. А как хороший текст без любви напишешь?
Если вы хотите узнать больше о Марине и ее проектах, то перейдите по следующим ссылкам: