«Не хуже „Зарядья“»: Как выглядит неизвестный парк на Яузе

TravelWeekly, 08.11.2017

Парк в центре Москвы, куда нет входа для горожан

Между Садовым кольцом, улицей Воронцово Поле и Большим Николоворобинским переулком в центре Москвы лежит огромный (с треть «Зарядья») парк с многовековой историей. Проблема с ним одна — уже много лет доступ туда закрыт, поэтому знают об этом месте немногие.

Большая часть участка потенциального парка принадлежит Научно-исследовательскому физико-химическому институту имени Карпова (подконтрольному «Росатому»), и пройти туда могут только его сотрудники. Участок поменьше находится в бессрочном владении у посольства Индии. Туда попасть проще — например, во время дня открытых дверей или национальных праздников. На территории посольства находится садовый павильон «дача Наполеона» XIX века. Сейчас классицистическую постройку, по словам блогеров, занимает спортзал посла Индии. Третий участок — самый маленький — в собственности у города. К нему примыкает православная Свято-Петровская школа.

Эта местность, находящаяся на так называемой Гостиной горе, известна с XIV века, когда здесь появилось село Воронцово. С тех пор она много раз меняла название. В конце XVIII века Воронцовская слобода перешла во владение чиновника, фактически управлявшего в то время внешней политикой Российской империи, Александра Безбородко. Он хотел построить здесь дворец с парком, но реализовать получилось только парк и, предположительно, один павильон.

К середине XIX века практически всю территорию заняли усадьбы семьи немецких промышленников Вогау-Марк. «Они все были лютеране и старались селиться поближе к церкви — кафедральному собору Петра и Павла в Старосадском переулке», — рассказывает Гнилорыбов. Здесь же, в переулке Обуха, до сих пор стоит построенная на деньги Вогау-Марков готическая Лютеранская больница. Сейчас там находится НИИ мозга, где, как считается, хранится мозг Ленина.

«Этот кусок Москвы претендует на звание самого старого леса в центре города, — рассказывает москвовед Павел Гнилорыбов. — Именно леса, а не высаженного парка в регулярном стиле. В самом хипстерском месте Ивановской горки (у станции метро „Китай-город“) есть Старосадский переулок — старые сады, это как раз окультуренная часть того, что раньше было большим лесом. А здесь уже охотились».


Этот кусок Москвы претендует на звание самого старого леса в центре города


Парк крайне удачно расположен — рядом Яуза, Садовое, Бульварное кольцо, парк усадьбы Усачевых. «Если этот парк открыть, он мог бы служить идеальным продолжением серии парков, начинающейся с „Зарядья“, — уверен Гнилорыбов. — Сейчас инвестор выкупает Воспитательный дом, парк которого будет открытым, после него идет Сквер пограничников напротив высотки на Котельнической набережной, куда отправляют все митинги, после — Яузский бульвар и как раз этот парк. Почему идеальным? Потому что это не затронутая коммерцией часть Москвы, офисы здесь берут крайне неохотно, жилье раскупается с меньшей скоростью, чем по городу, а сам район расположен вдалеке от многих станций метро».

Вид на парк сверху. Практически вся левая половина принадлежит Научно-исследовательскому физико-химическому институту, нижняя половина правой стороны — посольству, верхняя — городу, но охрана православной школы пускать туда кого-либо отказывается.

Это здание было главным домом усадьбы Вогау. Его построили в 1882 году в неоклассическом стиле, после начала Первой мировой войны его сожгли дотла. Затем Вогау продали свой бизнес в России (который охватывал к тому моменту сразу несколько отраслей) и навсегда покинули страну. После революции часть зданий бывшей усадьбы занял физико-химический институт. Главный дом усадьбы восстановили по проекту будущего автора главного здания МГУ Сергея Чернышева только через 13 лет — в 1928 году. До этого здание стояло в руинах.

Здесь находится главная аллея парка. Она идет от въездных ворот со стороны Воронцова Поля прямо вниз, к центральной части парка. «В этом месте очень живо ощущается дух старой Москвы. Если парк почистить от поздних наростов, убрать чоповцев, вахтеров и прочих мужиков, которые не несут никакой нагрузки, то здесь получится место не хуже „Зарядья“», — говорит Гнилорыбов.

Будка охраны у главной аллеи. Заборов и охранников в этих местах гораздо больше, чем в среднем по городу. «В Москве исторически никогда не было больших заборов. Кованые маленькие ворота просто обозначали, что здесь кто-то живет. А так, ходи, любуйся. Но там, где чувство собственности ущемлено, хочется делать заборы все выше и выше», — рассказывает Гнилорыбов.

Чуть правее главного здания усадьбы, со стороны переулка Обуха, находился второй вход в парк. Сейчас на его месте стоит советская постройка с баскетбольным кольцом — уже давно неиспользуемым. «Думаю, что институт съезжает, уже год там ничего нет», — рассказывает Гнилорыбов. Институт, который переехал с Воронцова Поля в Обнинск еще в 2013 году, действительно распродает свои здания, но с другой стороны переулка Обуха. В департаменте имущества института The Village заявили, что участок парка и здания по Воронцову Полю выставлять на продажу пока не собираются.

Вся территория института огорожена забором с толстым слоем колючей проволоки.

С другой стороны Воронцова Поля находились владения Марков — родственников семьи Вогау. Однако изначально в этом доме 10 или 12 лет жил драматург Александр Островский. «Там остались классные воспоминания: Островский пишет пьесу, а в это время голые бабы и мужики (потому что бани возле реки не были раздельными) купаются в Яузе. А еще в этом участке реки очень любили топиться самоубийцы из-за ее тихого характера. Одна из немногих старых фотографий этого места — с полицией, вытаскивающей из Яузы утопленника», — рассказывает Гнилорыбов.

Со стороны Яузы парк ограничен бизнес-центром Silver City. Раньше там находились бани. «Вот эти немецкие семьи не очень тяготились таким соседством. С одной стороны — с Хитровкой, с другой стороны — с такими простонародными трактирами и банями», — говорит Гнилорыбов.

Главное здание усадьбы, построенное по проекту архитектора Коссова — автора усадьбы Вогау и Кафедрального собора Петра и Павла. Сейчас постройку занимает еще один НИИ. У здания сохранился оригинальный интерьер, что по меркам Москвы большая редкость, но доступа туда нет. «Если убрать эти сараи, построенные уже сильно позже, то мы получим три-четыре усадьбы, объединенные одним садом, — говорит Гнилорыбов. — Я совершенно точно знаю, что сюда пускали людей. Нескучный сад — это тоже частное владение. Но Орловы абсолютно любую публику туда пускали — лишь бы луковицы тюльпанов не воровали».

Вход в парк со стороны усадьбы Тессина — Островских — Марков закрыт высоким забором. За ним — территория посольства Индии.

Чуть выше по Николоворобинскому переулку располагается строительная площадка на месте бывшего завода «ЭМА». Там в 2015 году располагалось одноименное арт-пространство, которым занималось агентство Stereotactic. Сейчас на этом месте строится жилой дом.

Православная Свято-Петровская школа. За ней находится единственный формально общедоступный участок усадебного парка.

Там находится спортивная площадка. Согласно кадастровой карте, этот участок не принадлежит никому. Несколько лет назад ходили слухи о возможной передаче этого участка в собственность школе, однако этого сделано так и не было. The Village в пресс-службе префектуры ЦАО заявили, что сейчас таких планов на этот участок нет.

Тем не менее охрана школы на посторонних реагирует нервно. Корреспонденты The Village успели сделать только несколько фотографий, прежде чем в парке появился охранник, который пригрозил вызвать полицию. За ответом на вопрос о том, кому принадлежит этот участок, он порекомендовал обратиться «к Путину». По телефону представитель школы также отказался что-либо комментировать, сославшись на то, что по телефону «нельзя проверить, кто вы такой, журналист или нет». «Позвоните в службу доверия — там с любыми общаются», — добавил он.

С этого участка видно так называемый «домик Наполеона». Считается, что именно из этого участка Москвы французский император смотрел за горящим городом. Авторство павильона приписывается архитектору Джакомо Кваренги — если это правда, то это единственное здание, построенное итальянцем в рамках так и не воплощенного проекта дворца для Безбородко. Сейчас дом находится на территории наиболее благоустроенного участка парка, который принадлежит посольству Индии. «Я видел, как там посол на велосипеде катается. Совершенно потрясающее зрелище. У него, как у помещика, три гектара в центре Москвы», — рассказывает Гнилорыбов.

Частный особняк у православной академии. Согласно данным кадастрового реестра, он построен в 1954 году. «Чей — непонятно, но местные жители говорят, что там кто-то регулярно жарит шашлыки. Возможно, владельцы дома связаны с РПЦ, потому что здесь рядом православная школа», — считает Гнилорыбов. Согласно данным сервиса «Коммерсантъ-картотека», здание по адресу Тессинский переулок, 3А, принадлежит фирме «Инвестиционная компания реконструкции и развития», владельцем которой является виргинский офшор «Проджект Бизнес Лтд». Компания работает «в области права и бухгалтерского учета».

Так парк выглядит со стороны двора дома на Земляном Валу.

Малоизвестное здание Бориса Иофана — автора «Дома на набережной», проекта Дворца советов, павильона «Рабочий и колхозница» и других построек. В этом здании находится одна из лабораторий физико-химического института.

The Village поговорил о возможности обустройства на этом месте парка с управой Таганского района, префектурой ЦАО и Евгением Будником — бывшим муниципальным депутатом Басманного района. Именно он занимался продвижением идей о благоустройстве скверов в Спасоглинищевском переулке и на Хохловской площади, которые расположены неподалеку и также находились в упадочном состоянии.


Евгений Будник

бывший муниципальный депутат Басманного района

Да, территория местным жителям известна. Мы там еще в детстве лазали. Проблема в том, что парк находится в отдалении от пешеходных троп и его большая часть разделена между индийским посольством и НИИ.

В идеале там мог бы получиться ландшафтный парк. Но из-за статуса разных территорий сделать это практически нереально. С другой стороны, там есть небольшой участок, который никому не принадлежит, вернее, это городская территория. Он по периметру закрыт чужими владениями, но если договориться с институтом о доступе на территорию, то получится неплохо.


Александр Мишаков

глава управы Таганского района

Оформление земельно-правовых отношений о создании общедоступного городского парка в полномочия префектуры не входит. В связи с наличием оформленных земельно-правовых отношений объединение двух участков (посольства и НИИ. — Прим. ред.) для создания общедоступного парка не представляется возможным.


Олег Соболев

заместитель главы префектуры ЦАО

В 2018 году работ по благоустройству на данной территории управой Таганского района не запланировано. В случае поступления многочисленных сообщений жителей с просьбой обустройства рассматриваемой территории префектура ЦАО вернется к решению данного вопроса.

the-village.ru