Рагуша. Она не такая, как все

TravelWeekly, 09.11.2017

В самом дальнем углу 47 региона, в Бокситогорском районе, на стыке двух областей Ленинградской и Новгородской есть удивительная речка. Хотела написать течёт, но в том-то и состоит её чудесатость сначала она действительно течёт, как и полагается нормальной речке. Потом вдруг исчезает. А затем, приблизительно через полтора километра, река снова появляется, обильно изливаясь через воклюзы. Зрелище совершенно завораживающее. Эта исчезающая и вновь изливаюшаяся речка называется Рагуша.

Все фотографии сняты на смартфон, потому как фотоаппарат был снова забыт:(

Собирались доехать до Рагуши мы лет этак семь, что ни удивительно, учитывая, что ехать от Питера до исчезающей речки триста километров. Выбрались только прошлым летом. В Питере в этот день была жара и светило солнце, а нас, как только мы проехали Тихвин, накрыло циклоном. Дождь лил весь день, то чуть стихая, то снова усиливаясь, и уезжали мы с Рагуши полностью вымокшими и замёрзшими.

По пути на Рагушу завернули в три места:

1. Деревня с ласковым названием Терёбушка. Находится чуть в стороне от Мурманской трассы, тихая и уютная. Здесь мы осмотрели Успенскую церковь (1854) работы Брандта.

Церковь полуразрушена, но ещё может быть восстановлена.

Местные жители за своей церковкой присматривают и бдят, когда приезжают незваные гости. К нам из дома, около которого мы припарковали машину, вышла жительница деревни, проводила нас до церкви, кое-что рассказала, а когда поняла, что мы вроде как люди приличные, ушла.

2. Свято-Троицкий женский скит в деревне Сенно.

Является подворьем Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.

Монастырёк в Сенно совсем небольшой, без архитектурных наворотов, без особой истории, нераскрученный и какой-то домашний.

Восстановлен он был благодаря матушке Тафиве.

Из её воспоминаний:

Я приехала сюда в 1996 году и первое время жила в Троицком храме, в закуточке слева от входа. Двери не закрывались, окон не было, все продувалось насквозь. Но я не унывала, раздобыла печку-буржуйку и умудрилась затащить в церковь (её потом четыре мужика еле подняли), трубу вывела в окно. Правда, дым валил больше внутрь, и все вещи мои были шоколадного цвета, а сама я – как копченая рыба, но согреться удавалось. Поначалу местные жители, увидев клубы дыма, валившие из храма, думали – пожар и бежали на помощь. Потом привыкли. А я, чтобы не загорелся храм и дым не разъедал лёгкие и глаза, усердно молилась св.Антонию Дымскому. Рассудила, раз фамилия святого от слова дым, значит, поможет. И, слава Богу, перезимовала.

Были проблемы с водой. Сельчане не все ко мне доброжелательно относились и не хотели, чтобы я брала воду из общественного колодца. Господь и тут выручал: дождик пойдет, или в лужах начерпаю… обходилась. А через полгода потянуло меня пройтись по окрестным лугам. И вот 17 мая 1997 года набрела на два источника – вода в них сладкая, вкусная. Со временем устроили колодец и купальню, чтобы все могли пользоваться этим Божиим даром.

Вот этот источник с купальней нам понравился больше всего. Путь к нему нетривиален. Сначала проходишь через низкие ворота в деревянной ограде монастыря, в которые без поклона не пройдёшь.

Потом надо идти живописной тропинкой через мокрый луг.

И вскоре на пригорке появляются купаленка и источник.

Занырнули:))

Вода на вкус действительно сладкая и вкусная.

3. Деревня Колбеки.

Здесь когда-то было имение генерала Виктора Кренке, который прославился в русско-турецкой войне и руководил обороной Шипки. К сожалению, от имения ничего не осталось, сохранилась только могила генерала, да и та  заросла.

Рядом кирпичный остов, в котором трудно признать бывшую церковь.

Зато вид от неё на долину реки Воложбы открывается замечательный.

4. Последний рывок и мы приехали к главной цели однодневной покатушки реке Рагуше.

Сначала отправились искать водопады. Не так уж много водопадов в нашей равнинной Ленинградской области.

Рагуша в этом месте прорыла настоящий каньон в карсте. Вот по этому каньону и стекают небольшие водопады.

Река тут бурлива и порожиста.

Недалеко от водопадов оборудована стоянка с крытыми беседками.

От стоянки отходит несколько троп. К сожалению, без указателей, так что куда идти всё равно непонятно. Но натянутые стальные поручни на спуске к реке пришлись в тему, каньон там высоченный, а земля намокла и сильно скользила.

Потом доехали до моста. Там мы оставили машину, а сами отправились исследовать сухое русло Рагуши.

Речка исчезает чуть выше моста, а появляется спустя немногим более километра.

Местами Рагуша так отполировала дно, что по нему можно идти, как по улице, вымощенной большими известковыми плитами.

Но большей частью приходилось перепрыгивать с камня на камень.

Каньон тут зарос до такой степени, что местами становился непроходимым.

Этот участок русла Рагуши объявлен памятником природы.

Что-то мистическое было в этом каньоне, неожиданном для равнинной местности, в тумане, образовавшемся после дождя, в каменистом русле реки, которой вроде как и нет

Но самое необычное это как река снова появляется на поверхность. Происходит это через воклюзы (источники с большим, но непостоянным количеством воды, связанные с карстом). Зрелище необыкновенное.

Далее вниз по течению берега Рагуши значительно понижаются и она широким устьем впадает в Воложбу.

Вот такое удивительное место. На нас Ругуша произвела почти такое же впечатление, как в своё время квакающие лужи, бездонные водоёмы  и дымящиеся огненные реки в Йеллоустоуне.

Но потом мы пересмотрели американские фотографии. Лукавство. Йеллоустоун всё же намного красивее, экзотичнее и интереснее. Просто уже стало забываться, как там было круто.