7 событий фестиваля Plums Fest, которые помогут вам лучше понять мир, ставший цифровым

TravelWeekly, 01.12.2017

Удивительные корейцы, польский диджитал-джаз и видеоарт от автора спецэффектов «Матрицы»

Plums Fest — это независимый фестиваль про современную культуру и про то, как она пересекается с технологиями. В первую очередь речь идет об аудиовизуальных перформансах: роботы, компьютерные игры, управляющие музыкой, искусственный интеллект и тому подобные вещи. Они, с одной стороны, позволяют по-новому посмотреть на то, что называется искусством и художественным процессом, а с другой — лучше понять мир технологий, окружающий нас все плотнее.

Plums Fest не претендует на массовость — и этим хорош: именно здесь находятся новые, неожиданные форматы и художники, до которых пока не добрались большие площадки, которые, как правило, работают только с проверенными именами.

В этом году фестиваль экспериментирует с форматом — это самая длинная мультимедиа-суббота декабря, в которой будут большие аудиовизуальные концерты, видеопоказы, VR-и саунд-арт-инсталляции, лекции и дискуссии. The Village попросил куратора фестиваля Анну Титовец выбрать его главные события.

Plums Fest

Когда: 2 декабря, 13:00–24:00

Где: ЦДП, ул. Покровка, 47

Tacit Group. Six Pacmen

Зачем идти? Смесь безумных корейских медиахудожников и величайшего американского композитора, создавшего минимализм и придумавшего электронику.

Подробнее: Во-первых, это корейцы. И этим, как ни странно, довольно много сказано. Наиболее яркие, странные и нарушающие обычную логику проекты в сфере технологического и искусства вот уже много лет представлены азиатскими медиахудожниками. Возможно, дело в том, что именно Япония и Корея одними из первых оказались в технологическом будущем. И если вы видели обычные телешоу, то можете представить, что они творят, когда не ограничены в формате.

Tacit Group без преувеличения можно назвать действительно уникальным проектом. Остроумно соединяя музыку, код, компьютерные игры и искусственный интеллект, корейцы вовлекают зрителей в свою игру, заставляя видеть процесс возникновения музыки своими глазами.

Одно из наиболее известных произведений Tacit Group — «Six Pacmen» — интерпретация знаменитого произведения «Six Pianos» американского минималиста Стива Райха — того самого, которого считают отцом электронной музыки, придумавшим семплирование. А его закольцованные структуры пришли в техно и хаус.

В исполнении корейских художников это произведение превращается в компьютерную игру Pacman, которую художники перепрограммировали под партитуру Райха. Выходя на сцену, они в буквальном смысле рубятся в Pacman, и каждый их удачный или неудачный ход взаимосвязан с партитурой. Чтобы перейти на следующий уровень фазового сдвига партитуры, всем участникам перформанса необходимо перейти на следующий уровень игры Pacman. И это неожиданный подарок неподготовленному слушателю — Райх в этом несложном произведении спрятал загадку: в каждой из частей исполнителям и слушателям нужно понять, где начало новой. Ритмический рисунок знаменитого произведения в сочетании с игрой в компьютерную игру, хаос, баланс и взаимозависимость действий сплетаются воедино в завораживающий аудиовизуальный интерактивный концерт.

Марк Ли. «10 000 движущихся городов — одинаковых, но разных»

Зачем идти? Увидеть зазеркальный образ городов, состоящих из информационного потока, который ежесекундно создается с помощью социальных сетей, и понять, какими одинаковыми и разными одновременно стали мегаполисы в нашем связанном технологиями мире.

Подробнее: Швейцарский медиахудожник давно и последовательно работает с полем самых актуальных тем современного общества: урбанизация, дигитализация, изменения, происходящие с человеком в связи с глобальным проникновением интернета и технологий в жизнь.

В своей интерактивной VR- инсталляции Марк предлагает путешествие нового типа: города, которые можно выбрать для своего виртуального путешествия (Нью-Йорк, Сан-Паулу, Токио или Берлин, кому что больше нравится), предстают в виде постоянно меняющегося полотна постов — видео, фото и текстов из социальных сетей, которые ровно в этот момент постят в выбранной точке.

Pink Freud. Программа Pink Freud Plays Autechre

Зачем идти? Послушать музыку Autechre в исполнении «самого прогрессивного» польского джазового коллектива.

Подробнее: На фестивале этого года мы сознательно смешиваем жанры и создаем перекличку разных известных имен через каверы и интерпретации. Проект Pink Freud, основанный в 1998 году, является одним из самых оригинальных в современном джазе, его творчество оказало очень большое влияние на сегодняшнюю польскую джазовую сцену. Он умудряется создавать смесь джаза, электронной музыки (транса, драм-н-бейса) с фолком.

Объехавшая полмира группа еще ни разу не выступала в России. На Plums Fest Pink Freud исполнят произведения легенды экспериментальной электроники — Autechre (Великобритания, Warp Records).

Выступление Pink Freud будет сопровождаться специально подготовленным живым видеоартом известного московского виджея и медиахудожника EPS.

404.zero. Аудиовизуальный перформанс Gig for sleepers

Зачем идти? Узнать, что может родиться, если перемножить смерть, неизвестность, горы, тишину и воду с модульными синтезаторами и лазерами.

Подробнее: Незнание как импульс к знанию, знание о смерти как ощущение свободы, а также математика, горы, тишина и вода — все это набор для вдохновения Кристины Карпышевой и Александра Лециуса, которые скрываются под многозначительным названием 404.zero. Плюс виртуозное владение визуальным кодом, графическим инструментарием, модульными синтезаторами и лазерами — и получается невероятно красивые и сильные аудиовизуальные произведения.

На их счету проект в планетарии с Грегом Хайнсом для Sound Up Russia, тур по Америке с аудиовизуальными работами, выступления на фестивалях в Москве и инсталляция на фасаде Большого театра, а по отдельности художники участвовали во множестве международных фестивалей и выставок не только в России, но и в Германии, Италии, Швейцарии, Индонезии, США, Корее.

На фестивале Plums Fest 404.zero покажут аудиовизуальный перформанс Gig for Sleepers, в котором задействованы самодельные и модульные синтезаторы и гипнотическая генеративная видеографика. «Это в каком-то смысле откровение. Сухо, странно и почти без цвета», — говорят о перформансе сами художники.

Мультимедиа концерт «В зоне доступа»

Зачем идти? Посмотреть, что получается из объединения классических музыкальных инструментов с электроникой и видео.

Подробнее: Специально для фестиваля композиторы и музыканты Николай Попов и Олег Пайбердин совместно с ансамблем «Галерея актуальной музыки», Центром электроакустической музыки Московской консерватории и еще четырьмя медиахудожниками готовят эпическое мультимедиа-выступление. Отталкиваясь от экспериментов и опытов соединения визуального и музыкального искусства прошлого столетия, при помощи новых медиатехнологий музыканты создают особую концертную ситуацию, где классические инструменты (флейта, кларнеты, саксофон, скрипка, виолончель, клавиши, аккордеон и другие) вступают во взаимодействие с электроникой и видео в различных сочетаниях и комбинациях. За визуальную составляющую проекта отвечают Ян Калнберзин, Эндрю Куинн (автор спецэффектов «Матрицы»), Александр Плахин и ни много ни мало сам Ман Рэй.

Программа видеоарта и экспериментальной анимации Random Control

Зачем идти? В видеопрограмму войдут 20 работ художников со всего мира. Анна Титовец и Анна Бычкова не смогли выбрать главные, но вот три знаковые, позволяющие понять, о чем идет речь.

Orbital Mechanics. Trinity

16 июля 1945 года в мире впервые была испытана ядерная бомба. С тех пор взрывы ядерных бомб происходят по всему земному шару вплоть до сегодняшнего дня — последнее было 3 сентября 2017 года в Северной Корее. Группа художников собрала данные с 1945 года и по сегодняшний день (работа 2015 года) и создала минималистичную художественную визуализацию данных, касающихся всех ядерных взрывов человечества. Работа поражает своей простотой и одновременно тотальным ужасом, о котором повествуют красные точки, загорающиеся в разных частях Земли.

Злата Понировская. Серия работ

Медиахудожница переносит метод своих ранних работ, в которых она в буквальном смысле препарировала механические игрушки, придавая им новый смысл, в пространство виртуальное, в 3D-пространство, в котором инструментарий, призванный создавать идеально красивые картинки, ведет себя совершенно не так. В своих микроанимациях Злата показывает загадочные сломанные 3D-миры, в которых живут персонажи, с которыми все время что-то не так, но это «не так» настолько органичное, что кажется, что по-другому, правильно быть вообще не должно. Инструмент создания графики, про который зритель, по идее, даже не должен догадываться, становится одним из героев анимаций.

Тобиас Греммлер. «Виртуальные актеры китайского театра»

Видеоарт-работа, объединяющая китайский традиционный театр и возможности новых медиа. Фигуры актеров превращаются в эфемерные динамические структуры, в которых абрис костюмов и направления движений задают новые формы и визуальную природу силуэтов.

Экспресс-конгресс

Зачем идти? Чтобы за семь сессий по десять минут узнать все самое интересное о мире аудиовизуальных перформансов и цифрового искусства.

Подробнее: Формат, который кажется идеальным для фестиваля и современного типа быстрого потребления информации. Гибрид печа-кучи, питчинга сессией в лифте, суперскоростной лекции и нетворкинга встречи в Кремниевой долине. Семь ярких представителей среды медиаискусства и медиадизайна за десять минут рассказывают об инсайтах, откровениях, новых проектах и трендах.

Среди участников — Аристарх Чернышев, который в частности расскажет об опытах сканирования окружающей среды; Interactive Lab — о художественных экспериментах с дронами, Mathrioshka + Habidatum — о своих разработках в визуализации больших данных. На самом деле никому не известно до конца, что же участники расскажут на экспресс-конгрессе, но точно будет злободневно.

the-village.ru