Выхожу на тропу

TravelWeekly, 15.12.2017

Об усилиях государства в деле развития экологического туризма нашему корреспонденту Павлу Чукаеву рассказал советник министра природных ресурсов и экологии Дмитрий Беланович

Кроноцкий биосферный заповедник. Долина гейзеров.

В прошлом году в национальных парках России побывало 8,6 миллиона туристов, в заповедниках – 1,7 миллиона. Это почти в полтора раза больше по сравнению с 2011 годом, когда был принят федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», – он, по сути, дал зеленый свет развитию экотуризма в нашей стране. В то же время очевидно, что потенциал российских заповедников и национальных парков в плане приема туристов далеко не исчерпан.

– Дмитрий Михайлович, в развитии экотуризма Россия отстает от многих других стран. В чем причины и как эту ситуацию исправить?

– В национальных парках США туризм развивается уже сто лет, а в нашей стране правовое поле для его развития было сформировано недавно. Это вопрос времени. Меры, которые мы принимаем, связаны с созданием инфраструктуры для обслуживания посетителей, с модернизацией музеев и информационных центров, с обустройством экологических троп, туристических маршрутов, смотровых площадок и мест наблюдения за дикими животными.

Cоветник министра природных ресурсов и экологии Дмитрий Беланович.

– Что-то уже удалось сделать?

– Сейчас в российских заповедниках и национальных парках работают 359 визит-центров и 95 музеев природы. Большинство из них созданы или модернизированы в последние годы. В прошлом году визит-центры посетили почти 1,5 миллиона человек, музеи – почти 800 тысяч. Разработаны экскурсионные экологические тропы и туристские маршруты, общая протяженность которых измеряется десятками тысяч километров. И все это уже дает приток посетителей.

Байкальский природный биосферный заповедник. Пеший маршрут по эколого-познавательной тропе «В джунгли Хамар Дабана».

– Какие национальные парки или заповедники наиболее близки к образу идеальной природной территории?

– На многих ООПТ (особо охраняемых природных территориях) в последние годы созданы хорошие условия для туризма. К примеру, в Кроноцком биосферном заповеднике на Камчатке обустроены экотропы в знаменитых Долине гейзеров, Долине смерти, кальдере вулкана Узон, созданы смотровые вышки для безопасного наблюдения за бурыми медведями, модернизирован музей заповедника. Много интересных новшеств в Кавказском и Воронежском биосферных заповедниках, Кенозерском национальном парке в Архангельской области, в заповедниках «Столбы» и «Хакасский». Главной же визитной карточкой российской заповедной системы, пожалуй, стал визит-центр «Байкал заповедный». Там есть и выставочные залы, и помещения для занятий с детьми, и кафе, и вольер с соболями.

В Кавказском биосферном заповеднике водятся зубры.

– Какие усилия предпринимаются для популяризации экотуризма среди россиян? Проще говоря, как заставить людей отдыхать в нацпарках?

– Заставлять никого не надо – нужно просто сделать этот отдых привлекательным в глазах людей. Мы работаем над созданием электронных путеводителей, в том числе аудиогидов, для каждого заповедника и национального парка и единого сайта с информацией о возможностях познавательного туризма на ООПТ, их маршрутах и турах. Принимаются и другие меры: от продвижения нацпарков и заповедников в социальных сетях до размещения информационных материалов в аэропортах и на вокзалах. Ищем и нестандартные подходы. К примеру, недавно открыли визит-центр Кенозерского национального парка далеко за его пределами – в Архангельске, чтобы информировать жителей и гостей города о возможностях экотуризма в регионе.

Скоро будет создан национальный парк «Ладожские шхеры» в Карелии.

– Можно ли ожидать создания новых национальных парков и заповедников?

– В 2017 году уже открыт новый национальный парк – «Сенгилеевские горы» в Ульяновской области. Теперь у нас в стране 103 заповедника, 51 нацпарк и 59 заказников. Все вместе они занимают 2,83% общей площади России. Сейчас ведется работа по созданию национальных парков «Ладожские шхеры» в Карелии, «Хибины» в Мурманской области, «Ленские столбы» в Якутии, «Кодар» в Забайкалье, «Зигальга» в Челябинской области, заповедников «Восток Финского залива» в Ленинградской области и «Васюганский» в Новосибирской и Томской областях, заказников «Новосибирские острова» в Якутии и «Соловецкий архипелаг» в Архангельской области.

Текст: Павел Чукаев