Туристам часто кажется одно, а по факту совсем другое. Почему так происходит?
Алтайцы — очень гостеприимные и добродушные люди. Я сам наполовину алтаец, наполовину русский, часто езжу по горам, хожу в гости, поэтому знаю, что говорю)
Высокогорная алтайская стоянка
Видите аил на фотографии? Кажется, выглядит всё по-дикому, по-варварски, но умоляю вас, это не так. Я заночевал возле той речки, а наутро хозяева этой земли угостили меня свежим молоком. Это не единичный случай, как вы к ним отнесётесь, так и они к вам, обычный житейский закон.
Тогда отчего такой миф? Как говорят, в семье не без урода, общую картину портят «некоторые» пьяные личности. Вот их и бойтесь, а лучше ездите с местным. На всякий случай, он утихомирит выпившего алтайца на коне и с ружьем. Не думаю, что такое бывает только здесь, везде такое есть. Алтайцев не так много, все друг друга знают через кого-то и помогут. В остальном путешествуйте спокойно.
В глухом алтайском селе Кулада
Алтайцы по истории гордый и воинственный народ. Если раньше всё выливалось в мордобитие, сейчас вся «силушка богатырская» идёт в силовые органы или в спорт. Да и люди местные давно уже поняли, что турист — не завоеватель этих земель, а друг.
Не совсем так. Алтай ежегодно посещают 1,5 миллиона туристов. Но туризм у нас скорее сезонный, поэтому отдохнуть в уединении получится только зимой.
Летом в популярных туристических местах настоящие пробки. А это шум, гам и очереди. Чемальский район и Телецкое озеро.
Очередь на остров Патмос в Чемальском районе. Июль, 2016
Уединение найдёте только в неразвитых горных направлениях: в Улаганском, Кош-Агачском, Онгудайском направлениях. Нужно знать места.
Одинокий турист в Кош-Агачском районе. Май, 2017
Тогда отчего такой миф? Всё дело в инфраструктуре. Она то есть, то её нет совсем. Поэтому где-то людей очень много, а где-то мало. Расстояние тоже играет роль. Даже уверенно сказать, что алтайская инфраструктура развитая, язык не повернётся. Впрочем, это уже следующее заблуждение.
Алтай — не Европа. Дальше 100 километров с таким заблуждением вы не продвинетесь. Уровень сервиса и комфорта не дотягивает даже до трёх звезд по-нормальной классификации. Хотя в нижнем Алтае есть хорошие отели и рестораны.
Но чем дальше, тем меньше цивилизованного сервиса: турбазы и кемпинги с надворными туалетами, душ в номере уже редкость, забегаловки или приготовление пищи на костре.
Типичная турбаза выглядит как-то так
Однозначно не отвечу: что-то дорого, что-то дешево. Бывает цены соответствуют предложению, а где-то неадекватно дорого при низком качестве.
Поесть первого и второго в хорошем кафе обойдётся в 300-500 рублей за человека. При удалении в горы цены растут, а качество нет. Обычный стаканчик чая в нижнем конкурентном Алтае стоит 15 рублей, в глухомани — 50 рублей.
Цены на комфортные недельные туры начинаются от 49 000 рублей и доходят до 100 000 рублей. Услуги гида в сутки стоят до 5 000 рублей. Трансфер — 15 рублей за километр в оба конца. Национальная кухня стоит от 1 000 рублей за ужин.
Туристический рынок в Чемале
Тогда отчего такой миф? Россия же, внутренний туризм в стране развивается, а цены только растут. Республика Алтай вообще один из самых дорогих регионов Сибири. Провизию доставляют только фуры, железной дороги нет, пароходы не плавают, поэтому доставка дорогая. Рынок сбыта небольшой и рассеянный. Плюс, как уже сказал, сезонность, а значит окупаемость долгая, большой период простоя.
Та же шарманка, как и по всей России, вы же не из США, верно?
Тогда отчего такой миф? Такое всё-таки происходит редко и не везде. Например, зима 2016-го у нас была очень снежной и голодной для диких животных. Многие выходили к деревушкам, а местные жители их подкармливали. В Яйлю так вообще медведи шатались по улицам как обычно. Ну или демографический бум)
Не совсем так. Основная дорога — Чуйский тракт. Полностью асфальтирован, ремонтируют каждый год, на легковой машине — без проблем.
Чуйский тракт
Проблемы начинаются когда с него съезжают.
Ехать к Белухе (в сторону Усть-Коксы и Тюнгура) — протяжённые участки зубодробительной гравийки. Если едите по асфальту, не торопитесь — по статистике каждый пятый пробивает стойки.
Пока ещё нормальная дорогу в Усть-Коксу, дальше — хуже
До Улагана — местами гравийка, местами дырявый асфальт.
Улаганский перевал летом
А если ехать дальше к Балыкче и Телецкому озеру (Чулышманская долина), то на легковой, не полноприводной, проедете только по сухой погоде.
Перевал Кату-Ярык
Зимой — скользко, дороги в отдалённые деревни иногда заваливает снегом.
Улаганский перевал в метель. Многие водители не поднялись
А если ехать до Телецкого озера через Чою, то дорога нормальная, не хайвей, конечно, но без ям.
Тогда отчего такой миф? Есть множество действительно адовых дорог. Например, эта ведёт к Мультинским озёрам. Подобная дорога есть и у Каракольских озёр. Трясёт там по-нормальному, но люди всегда доезжают. Наверное, судить об алтайских дорогах нужно в целом, а не по вот таким вот кошмарам.
Только на подготовлённом внедорожнике
Если ездить по основным направлениям, то доберётесь докуда нужно без проблем на любой машине.
Алтай — приграничная территория и в некоторые места действительно нужен пропуск. Для граждан России пропуск потребуется только в Ташанту или на плато Укок, оформляете просто заранее. Если вдруг не оформили, пограничники сделают это за полчаса. Даже у приграничной Белухи люди спокойно ходят.
В Алтайский и Катунский заповедники также нужен пропуск, но выдаётся он прямо на месте и за пять минут, так что это вообще не становится проблемой, это даже больше похоже на регистрацию.
Мультинские озёра — можно, дальше них просто так не пройти
Остальные места Горного Алтая свободны для посещения, поэтому вопрос пропусков — это очередной миф. Сложнее иностранцам.
Тогда отчего такой миф? Раньше действительно были несколько КПП при въезде в пограничные районы Республики Алтай. Это создавало очереди и некие проблемы. Сейчас их нет или переехали ближе к границам.
zen.yandex.ru