Преодолеть стереотипы

TravelWeekly, 01.03.2018

О перспективах и трудностях развития внутреннего туризма нашему журналу рассказал генеральный директор международного туроператора TUI Россия и СНГ Тарас Демура

Мы разговариваем с Тарасом в холле отеля «Авача», расположенного в центре Петропавловска-Камчатского. Через несколько часов нас ждет девятичасовой перелет в Москву. Позади несколько дней увлекательного и незабываемого турне по Камчатке: полеты на вертолете, катание на снегоходах и собачьих упряжках, круиз по Авачинской бухте, купание в мороз в термальных источниках. Как итог путешествия – крупнейший туроператор «заходит» на полуостров с целью сделать для россиян туристические поездки сюда более доступными и организованными.

Вулкан Горелый находится в 75 км от Петропавловска-Камчатского, а на дне одного из кратеров под названием Чаша находится озеро.

– Тарас, вы привезли на Камчатку более 60 человек – представителей туроператора и турагентов, чтобы они своими глазами увидели все красоты края. Это такая реализация стратегии вашей компании?

– Полтора года назад мы задумались над цифрами: по статистике, выездной поток на отдых в другие страны составляет около 30 миллионов человек в год, в то время как внутри России путешествуют более 60 миллионов. Это огромный объем, в котором мы, как туроператор, практически не участвовали. Проанализировав наши потоки туристов на Камчатку, в Карелию, на Алтай и на Байкал, мы увидели незначительный объем – в рамках статистической погрешности, в то время как Краснодарский край и Сочи показывают сумасшедшие цифры. И в итоге приняли решение развивать внутренний туризм в менее доступных российских регионах.

Тарас Демура остался доволен бизнес-туром на Камчатку.

Провели переговоры с губернаторами, осуществили ряд разведывательных поездок. В контакте с местным турбизнесом стали продумывать, как создавать интересный турпродукт, как его скомпоновать, на какого клиента ориентироваться. Большая часть работы – получение обратной связи от наших клиентов, изучение того, что им нравится, а что нет.

– Если говорить про Камчатку, кого вы видите вашим потенциальным клиентом?

– Два самых крупных сегмента туристов – это семьи и пары без детей. Пары более активны, они склонны к приключенческому и познавательному туризму. Семьям нужен более спокойный отдых. Им надо находить аттракции неподалеку от курорта или отеля, где они остановились. Например, у финнов за полярным кругом, в Лапландии есть много мест, где вокруг одного населенного пункта сконцентрировано огромное количество развлечений: посещение резиденции Санта-Клауса, катание на оленях, собачьих упряжках и снегомобилях.

Алтай – еще одно направление туризма, которое намерен развивать туроператор TUI.

Что касается Камчатки, то здесь речь идет о сегменте клиентов с доходами выше среднего. Мы не обольщаемся, что регион может стать местом для бюджетного отдыха. В первую очередь это связано с достаточно дорогим перелетом, хотя здесь можно было бы подумать о некотором субсидировании этих расходов.

– То есть Камчатка – это все-таки удовольствие для обеспеченных людей?

– В настоящее время это так. Сейчас средняя цена тура может варьироваться от 100 до 200 тысяч рублей на человека. Наша задача снизить ее хотя бы до 70–80 тысяч.

– Вместе с губернатором Камчатского края Владимиром Илюхиным вы подписали соглашение о сотрудничестве между вашей компанией и администрацией края. Уже есть предварительные договоренности о том, как будет осуществляться это взаимодействие?

Буксир «Циклон» пришел на помощь компании TUI и расталкивал лед в Авачинской бухте, когда теплоход с группой не мог даже отойти от берега.

– Во-первых, администрация региона планирует оказывать содействие в выстраивании отношений с местным турбизнесом, играть «цементирующую роль» в этих отношениях. Во-вторых, у региона есть бюджет на продвижение своего туристического потенциала. Мы можем совместно проводить в Москве и других крупных городах рекламные кампании по популяризации отдыха на Камчатке. И в-третьих, это лоббирование вопроса удешевления авиаперевозок в регион.

Дикая природа, пешие экскурсии и восхождения на вулканы – что может быть интереснее и романтичнее?

– Вы уже провели здесь ряд встреч с местными туроператорами. Какое у них настроение и пожелания, как они видят перспективу сотрудничества с вами? У вас не возникло ощущения, что они не сильно хотят перемен, боятся потерять то, что уже наработали каждый в своем сегменте?

– В некоторых российских регионах мы сталкивались с противодействием со стороны представителей местного турбизнеса, которые увидели в нас конкурентов, здесь восприятие скорее позитивное. Мне кажется, что камчатские туроператоры хотят сотрудничества. Конечно, пока есть некий скептицизм и настороженность: «Многие пробовали, да ничего у них не получилось», но они точно хотят развития, так как сами знают свои «узкие» места. Работа с массовым сегментом требует системности, четкости, стандартизации турпродукта, а также гарантий безопасности отдыха. Например, сейчас средства передвижения, на которых катают туристов, часто не оборудованы ремнями безопасности, а для нас, как крупнейшего туроператора в мире, обеспечение безопасности туриста – задача номер один.

Удивительное озеро Байкал пользуется спросом у туристов, хотя и не так массово, как курорты Краснодарского края.

– Во время поездки мы неоднократно слышали, что в основном туристы едут на Камчатку летом – в июле и августе. На ваш взгляд, есть возможность увеличения продолжительности туристического сезона на Камчатке?

– Я вообще не сторонник сезонности в туризме. Так, рыбалка, например, может быть и летняя, и зимняя. В любом регионе для каждого времени года можно найти что-то интересное. На Камчатке масса зимних развлечений: санки, лыжи, катание на снегоходах, собачьих и оленьих упряжках. Весна и осень здесь очень красивы. Важно, чтобы поставщики услуг были более гибкими в ценообразовании. Что выгоднее: стоять отелю пустым или продать номера за полцены? Ведь они не консервируют свои отели на зиму, а продолжают платить коммунальные платежи и зарплату персоналу. Нужно преодолевать стереотипы.

– Крупные российские туроператоры в основном зарабатывают на выездном туризме. У вас есть понимание, стратегия, как работать на внутреннем рынке?

– Мы рассматриваем как перспективные следующие направления: Камчатку, Сахалин, Карелию, Алтай, озеро Байкал, Ставропольский край, Северный Кавказ, Калининградскую область, маршрут «Золотое кольцо», который очень хорошо продается. Серьезно внутренним туризмом мы начали заниматься всего два года назад, а сейчас это уже десятки тысяч туристов. Наша системная работа с регионами подталкивает местный туристический бизнес к активному развитию – строить гостиницы, предлагать новые услуги и сервисы. Мы планируем развивать спрос на отдых в России, проводить различные роуд-шоу, ознакомительные поездки, семинары для турагентов.

Деревянные изделия работы карельских мастеров – отличный сувенир на память.

Зачастую при покупке туристических услуг по России серьезным барьером для потребителя является отсутствие технологичности, когда человек не может в два клика купить на сайте то, что ему нужно, а должен куда-то звонить и сам думать, как все скомпоновать. Наша задача проделать всю работу так, чтобы клиент мог просто зайти на сайт, выбрать нужный пакет, оплатить его картой и быть уверенным в качестве своего отдыха.

Активный отдых в Карелии, сплав на катамаранах запомнится вам на всю жизнь.

– Вам интересно развивать российские туристические направления или вы, как бизнесмен, хотите первым занять эту нишу?

– Конечно, интересно, иначе я бы этим не занимался. Кроме того, турбизнес подразумевает определенные риски: направления открываются, закрываются, случаются техногенные и природные катастрофы, кризисы… Зависеть только от выездного туризма нельзя, бизнес должен быть диверсифицированным.

Северный Кавказ, так же как и Карелия, являются приоритетными направлениями у туроператора TUI в общей стратегии развития внутреннего туризма.

Есть и другая причина. Я бы назвал это здоровым патриотизмом, стремлением к тому, чтобы блага создавались и сохранялись в нашем обществе.

– Скажите, а где вы сами любите отдыхать?

– По роду работы я вынужден совершать около двухсот перелетов в год, поэтому отдых для меня – это когда никуда не надо лететь. Следующий отпуск вместе с семьей планирую провести в Карелии. Там я нашел много привлекательных мест, например, «Ладожскую усадьбу», расположенную на берегу озера, откуда корабли отправляются на Валаам.

Олимпийский Сочи стал настоящей туристской жемчужиной.Рыбалка на Камчатке может быть как зимняя, так и летняя, при этом улов будет всегда.

Антон Семёнов