Принимающие стороны могут обязать контролировать иностранных туристов

TravelWeekly, 06.03.2018

В Госдуме на рассмотрении находятся внесенные правительством законопроекты о внесении изменений в закон О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и в КоАП РФ. Многие их формулировки пока не до конца ясны как ТПП РФ, так и туроператорам.13 февраля 2018 года правительством РФ был внесен и зарегистрирован в Государственной Думе законопроект №387044-7 О внесении изменения в статью 16 Федерального закона О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.Документ предусматривает наделение приглашающей стороны обязанностью принимать меры по обеспечению соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства заявленной цели въезда в Российскую Федерацию и сроков их пребывания в Российской Федерации.Согласно тексту самого законопроекта, предполагается дополнить статью 16 закона 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации пунктом 6 следующего содержания:Приглашающая сторона принимает меры по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении срока пребывания в Российской Федерации, а также по соблюдению иностранным гражданином заявленной цели въезда в Российскую Федерацию, перечень и порядок применения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.Кроме того, другим внесенным в Госдуму законопроектом — О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -конкретизируются меры ответственности за непринятие мер. Предлагается дополнить указанную статью КоАп ее пунктом 2 следующего содержания:Непринятие приглашающей стороной мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации, а также по соблюдению приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства заявленной цели въезда в Российскую Федерацию, перечень и порядок применения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ЗАКОНОПРОЕКТОВОтметим, что в заключении Торгово-промышленной палаты РФ на оба законопроекта (есть в распоряжении Вестника АТОР) дан в целом негативный отзыв на оба законопроекта в их существующей редакции. Предлагаемые изменения в статью 16 Федерального закона О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации не содержат перечня мер, которые должна принимать приглашающая сторона для реализации возлагаемых обязанностей. Перечень таких мер и порядок их реализации предлагается установить Правительству Российской Федерации. Вместе с тем в настоящее время в каких-либо нормативных правовых актах подобного перечня не установлено, а пояснительная записка к законопроекту не содержит предложений по разработке указанных мер. На практике это может привести к сложностям и различным подходам при квалификации административного правонарушения, поскольку неясно, какие действия (бездействия) приглашающей стороны могут быть основанием для привлечения к ответственности, — говорится в заключении ТПП РФ.Там также указывается, что действия или наоборот, бездействие, приглашающей стороны не находятся в причинно-следственной связи с возможным решением иностранца. В этой связи, говорится в документе, нельзя установить умысел приглашающей стороны на совершение правонарушения.В отзыве ТПП также справедливо отмечается, что контроль за сроками пребывания иностранцев четко отнесен в российском законодательстве к компетенции полиции, а ответственность приглашающего лица за незаконную трудовую деятельность и так прописана в законе, и не требует ее повторного акцентирования. В качестве резюме, в ТПП считают, что на приглашающую сторону не может быть возложена обязанность по обеспечению своевременного выезда иностранного гражданина, а также по соблюдению им заявленной цели въезда и сроков пребывания в Российской Федерации. Учитывая изложенное, полагаем, что проекты федеральных законов требуют существенной доработки, — говорится в заключении Торгово-промышленной палаты.КАК ИЗМЕНЕНИЯ ОТРАЗЯТСЯ НА БИЗНЕСЕ ТУРОПЕРАТОРОВ ПО ВЪЕЗДНОМУ ТУРИЗМУЭксперты АТОР полагают, что данные изменения в законодательстве, если они будут реализованы, скорее всего мало отразятся на белом организованном туризме, однако соглашаются с ТПП РФ в том, что документ явно нуждается в конкретизации — иначе размытые формулировки могут действительно нанести ущерб и легальному бизнесу.В частности, никому из опрошенных Вестником АТОР непонятно, какие именно меры должна принять приглашающая сторона в случае нарушения туристом каких-либо нарушений сроков и цели визита в РФ и как именно отвечать за их непринятие.На туроператорский бизнес по приему организованных иностранных туристов это не должно серьезно повлиять — считает руководитель департамента въездного туризма туроператора KMP Group Александр Макляровский. — За все 30 лет нашего бизнеса у нас ни разу не было случая, чтобы турист не уехал в положенный срок или остался тут работать, это немыслимо. Белым компаниям, принимающим качественных туристов из-за рубежа, по существу ничего не грозит — они и так отвечают за своих туристов. А вот частным лицам и отелям действительно придется более строго подходить к выдаче приглашений.Заместитель руководителя отдела Incentive- и спорт-проектов туроператора UTS Group Анастасия Кореневская считает, что в период Чемпионата мира 2018 года новелла о контроле принимающих сторон за иностранцами вряд ли может быть реализована на практике, особенно с учетом неясности формулировок.То колоссальное количество запросов на период ЧМ-2018, которое у нас есть на данный момент, и те предполагаемые 1,5 миллиона гостей, о которых говорят эксперты, позволяют заключить, что реализовать предложение МВД будет на практике крайне непросто. Сейчас уверенно можно сказать, что механизм такого контроля рынку до конца не понятен, — говорит г-жа Кореневская.Заместитель генерального директора туроператора Академсервис Александр Курносов говорит, что размытость понятийного аппарата законопроекта не дает возможности оценить его влияние на туроператорский бизнес — так как пока нет никакой конкретики с перечнем мер, которые должны будут принять туроператоры как приглашающие стороны.Что будет, если иностранный турист отправится из отеля вечером играть на Арбат на скрипке, нарушая этим заявленную цель визита? Какие меры должен принять туроператор, виноват ли он в этом, какую ответственность за такое нарушение понесет и должен ли вообще понести?, — предлагает рассмотреть гипотетический пример г-н Курносов.Я склонен думать, что в большей части этот законопроект относится не к туристам, а прежде всего к сфере регулирования трудовой миграции, где действительно возможны злоупотребления приглашениями. Однако в таком документе нужна именно четкая конкретика, чтобы избежать попадания под каток нормального белого туроператорского бизнеса, — считает заместитель генерального директора Академсервиса.Руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова рассказывает, что идеи усиления контроля въезжающих в Россию иностранцев озвучивались и раньше, но конкретизированы они тоже не были.В этом законопроекте также не хватает конкретики, даже в части разъяснений, какие именно действия иностранцев будут считаться отклонением от цели поездки и какими полномочиями предлагается наделить, например, коммерческие компании и физических лиц для реализации функции контроля за приглашенными ими иностранцами. В ближайшее время АТОР направит в курирующий этот проект комитет Государственной думы свое заключение и вопросы относительно данного законопроекта, — говорит Надежда Ефремова.Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.Получать новости Вестника АТОР также можно, подписавшись на наш канал в Telegram.