«Пассажир»: Лиам Нисон бегает по электричке

TravelWeekly, 16.03.2018

Станислав Зельвенский — о новом триллере с участием Лиама Нисона и транспортного средства

60-летний Майкл (Лиам Нисон) ежедневно садится на электричку в нью-йоркском пригороде и едет на Манхэттен работать: последние десять лет он служащий страховой корпорации. До этого Майкл был полицейским, но сменил род занятий, чтобы лучше обеспечивать семью после кризиса 2008 года. И вот однажды, когда приходит время разбираться со второй ипотекой и платить за университет сына, ему сообщают об увольнении.

Обескураженный Майкл выпивает пива в баре, где проводят время его бывшие коллеги-полицейские (Патрик Уилсон, Сэм Нилл), врет по телефону жене, что все нормально, и печально садится в свою электричку читать роман «Гроздья гнева» о Великой депрессии. Вскоре к нему подсаживается женщина в веселенькой блузке (Вера Фармига) и после обмена любезностями вдруг сообщает следующее: в поезде находится человек, про которого известно только, что его (или ее) зовут Принн, у него в сумке — что-то украденное, и если Майкл найдет этого человека и положит ему в сумку GPS-трекер до того, как поезд доедет до такой-то станции, он получит 100 тысяч долларов.

Минувшей осенью пресса обсуждала заявление 65-летнего Нисона о том, что он решил завязать с экшн-фильмами, но вскоре ко всеобщему облегчению оказалось, что артиста неправильно поняли. И вот спустя считаные месяцы выходит «Пассажир» каталонца Жауме Коллет-Серра, крупнейшего европейского специалиста по нисоновскому профилю: прежде он снял с ирландской звездой триллеры «Неизвестный», «Воздушный маршал» и «Ночной беглец».

Коллет-Серра, вероятно, не грозят «Оскары», но свое дело он знает: «Пассажир» — еще одно дурацкое и механически увлекательное упражнение в жанре среднебюджетного боевика с абсурдной многоярусной интригой и обаятельным пожилым актером. Кино, которое выветривается из головы за пять минут, но до этого два часа успешно держит в кресле. Фильм, на который всегда можно пойти, если не знаешь, на что пойти.

«Пассажир» напрашивается на сравнение с «Воздушным маршалом», где дело происходило в самолете, но конечно, у транспортных триллеров и без того большая традиция, с которой режиссер, любитель Хичкока, судя по всему, неплохо знаком. Определенная специфика «Пассажира» потерялась при переводе, но понятна из контекста: «commuter» (оригинальное название фильма) — человек, который ежедневно далеко ездит на работу, пригородная электричка полна таких людей, и герой многих знает в лицо и даже по имени, что имеет значение для сюжета. Точнее, триллер мог бы и обойтись без этой детали, но она важна для общего контура фильма, который, как положено, сталкивает маленького человека и безликую капиталистическую машину: Майкл — представитель большой общественной прослойки, беднеющего, обманутого банками мидл-класса, он вписывается в эту историю из-за острой нужды в деньгах, и лучший комический момент «Пассажира» связан с оказавшимся в поезде брокером из Goldman Sachs.

На его и наше счастье герой Нисона не только неуверенный в завтрашнем дне 60-летний безработный, но и бывший коп, что проявляется тем заметнее, чем дальше от Нью-Йорка отъезжает поезд: если на первых станциях Майкл потеет и не может надавить даже на кондуктора, то в середине пути он уже ловко ломает чьи-то ребра в тамбуре, а ближе к конечной дает прикурить Джону МакКлейну в его лучшие годы. Все это сопровождается, по традиции, смехотворно глобальным заговором: силы зла зачем-то тратят невероятные усилия на то, чтобы испортить герою жизнь, вместо того, чтобы бросить их на достижение своей довольно ординарной цели. Но как философски говорят в таких случаях, иначе фильма бы не было. Справедливости ради, его отсутствия никто бы и не заметил.

afisha.ru