Вкладывать выгодно

TravelWeekly, 17.05.2018

Являются ли российские санатории привлекательными для потенциальных инвесторов? Кто лучший и на кого равняться? О чем говорит рейтинг топ-100 здравниц? Об этом мы поговорили с председателем ассоциации оздоровительного туризма Еленой Трубниковой.

Непростые финансовые темы обсуждать с Еленой Трубниковой, умеющей расположить к себе собеседника, очень легко.

– Елена, как вы оцениваете положение отрасли санаторно-курортного лечения на сегодняшний день?

– За последние 25 лет число санаториев сократилось в шесть раз. В 2016 году, после заседания Президиума Госсовета в Белокурихе с участием президента России, правительство всерьез обратило внимание на санаторно-курортную отрасль, и мы надеемся увидеть одобренную стратегию ее развития. Основные проблемы у санаториев все те же: обветшалый фонд (здания, сооружения, оборудование) и устаревшие бизнес-процессы. Не хватает кадров – как специалистов, так и управленцев. Многие санатории работают с клиентами по «стандартам» больниц, в то время как люди за свои деньги хотят получить полноценный отдых. И хотя качество лечения в наших здравницах зачастую выше, чем за рубежом, сервис отталкивает туристов. Помимо денежных инвестиций нужно делать и социальные – в обучение персонала.

– Чего еще не хватает санаториям?

Елена Трубникова

– Не хватает маркетинговой упаковки услуг. У многих потребителей до сих пор при слове «санаторий» возникают ассоциации – как в больнице, скучно, «совок» и т.д. Нам нужно сформировать образ поездки в санаторий как привлекательную модель поведения для молодого поколения, чтобы они понимали необходимость профилактики заболеваний и отдыха в санатории. Нужно это популяризировать.

– Эту задачу вы ставите в работе вашей ассоциации? Как давно она действует?

– Ассоциация оздоровительного туризма была создана в январе 2016 года. Учредителями являются компании, занимающиеся развитием курортов. Основной задачей мы видим увеличение потока отдыхающих и привлечение инвестиций в санатории. К сожалению, владельцы зачастую не знают, где и как искать финансовых партнеров, как привлекать кредиты с приемлемой процентной ставкой. Нас поддерживают и правительства регионов, и наши эксперты: Российский экспортный центр, АО «РЖД-Медицина», Национальный центр реабилитации и курортологии и другие. Мы убеждаем региональные власти активнее продвигать свои курорты.

– В прошлом году вы опубликовали первый рейтинг «ТОП-100 российских здравниц». Работа была проделана большая. Для чего вы его составили?

– В течение 20 лет я руковожу международной консалтинговой сетью и убеждаюсь, что если нет рейтинга, значит, нет и отраслевого рынка, нет рыночных показателей. Отрасль формируется тогда, когда в ней есть участники, которых можно сравнить, посмотреть, кто лучше, кто хуже. Инвесторам интересны российские курорты. Но не было информации, какие объекты являются эффективными лидерами, на кого можно ориентироваться. И мы совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА» проанализировали финансовые показатели около 300 санаториев – участников коммерческого рынка.

– А что дает санаторию попадание в сотню лучших?

– Это отличный инструмент для увеличения инвестиционной привлекательности. Рейтинг используется банками, финансовыми организациями, иностранными инвесторами. Его можно применять в работе с крупными корпоративными клиентами, которые выбирают поставщиков на конкурсной основе, и вхождение в сотню является одним из преимуществ, демонстрирует стабильность и прозрачность компании. Еще мы выявляем лучшие управленческие команды. То есть владельцы санаториев теперь знают, у кого надо учиться и, как вариант, кому можно предложить взять их объект в управление.

– Какие новые успешные проекты вам запомнились? Какова рентабельность этого бизнеса и сроки окупаемости?

– Новый санаторий Rosa Springs в Красной Поляне, который позиционирует себя как бальнеологический отель, чем привлекает более молодую аудиторию. Санаторий «Источник» в Ессентуках был введен в позапрошлом году и хорошо развивается. Показатель EBITDA (прибыль до налогообложения. – Прим. автора) санатория может достигать 20%. Срок окупаемости проектов составляет 7–10 лет, большого комплекса – 15–20 лет. В умелых руках эти сроки меньше. Самые лучшие показатели по окупаемости демонстрировала команда подмосковного санатория «Ревиталь Парк».

Антон Семенов