Компенсации за задержку рейсов и потерю багажа повышены в соответствии с Монреальской конвенцией

TravelWeekly, 28.05.2018

Компенсации за задержки международных авиарейсов повышены в России с 27 мая в связи с вступлением в силу ранее принятых поправок в Воздушный кодекс России, подписанных в ноябре 2017 года президентом РФ Владимиром Путиным. Поправки были внесены в кодекс после присоединения России к Монреальской конвенции о международных авиаперевозках, сообщает Интерфакс. Согласно нововведениям, за задержку рейса установлена максимальная ответственность авиакомпаний перед пассажирами в размере около 360 тыс. рублей. Кроме того, повысилась и компенсация за потерю багажа до 1500 тыс. руб. за кг. Иск к авиакомпании российские пассажиры теперь могут подать по месту жительства, а не по месту регистрации перевозчика, как это было ранее. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, или Монреальская конвенция, была принята в 1999 году и вступила в силу в 2003-м. Она упорядочивает правила и документы международного частного воздушного права, признавая важность обеспечения защиты интересов потребителей при международных воздушных перевозках и необходимость справедливой компенсации на основе принципа наиболее полного возмещения. По состоянию на 2018 год конвенцию подписали все страны Евросоюза, США, Япония, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Новая Зеландия, а также Россия. При этом Конвенция защищает авиакомпании от безосновательных притязаний и дает им право защитить свою позицию в суде, представив доказательства невиновности. Компенсации подлежат только обоснованные претензии пассажира.«Совершенно неверно полагать, что авиакомпания теперь в случае задержки рейса оплатит пассажиру поход в дорогой ресторан и покупку брендовых вещей в случае утери багажа. Все затраты пассажира должны быть подтверждены чеками», — отмечает глава компании «Випсервис»  Дмитрий Горин. В случае задержки рейса чаще всего авиакомпании идут сейчас по более простому пути – обеспечивают туристам питье, питание, проживание, минимизируя собственные затраты. У пассажира сохраняется право требовать компенсацию в рамках Монреальской конвенции. Однако для этого, скорее всего (в отсутствии «доброй воли» перевозчика), придется пойти в суд. Но и судебный иск также не дает гарантии получения максимальной компенсации. Например, мировая практика показывает, что средний размер компенсации при утере багажа составляет 20 долларов за каждый килограмм багажа (т.е. за 25 кг вашего чемодана можно получить в среднем 30 тыс. рублей). Но в любом случае, это значительно больше, чем было раньше.«Перевозчики теперь будут делать все, чтобы минимизировать затраты и исполнять должным образом свои обязательства перед пассажиром», — считает Дмитрий Горин. «После вступления в силу нового закона расходы чартерных компаний  при задержках рейсов могут вырасти – за ними наверняка станет обращаться больше пассажиров. Тем не менее, это будет способствовать тому, что чартерные авиакомпании будут более организованно подходить к организации полетов.Также в случае, если компенсации пассажирам в результате задержки рейсов будут достигать прописанных в конвенции уровней, есть вероятность, что авиаперевозчики будут закладывать финансовые риски в стоимость авиабилетов, что может привести к удорожанию чартерной авиаперевозки. Однако нужно учитывать, что компенсации подлежат только прямые убытки пассажиров, которые еще нужно пассажиру будет доказать при подаче иска авиаперевозчику. Сама по себе задержка вылета не считается основанием для выплат. Также если вылет откладывается по не зависящей от авиаперевозчика причине, никакие компенсации в данном случае не полагаются», — рассказали нам в пресс-службе туроператора BSI Group.