"Электронная путевка" пропала с радаров

TravelWeekly, 01.06.2018

С 1 июня на сайте Ростуризма больше нету раздела, где туроператоры могут осуществить вход и авторизацию в системе Электронная путевка. При этом 31 мая Минкульт утвердил форму и требования к составу информации, содержащейся в ЭП.На портале regulations.gov.ruв четверг, 31 мая, опубликован приказ Министерства культуры России об утверждении формы электронной путевки (ЭП), перечня сведений, указанных в ЭП, а также порядка размещения электронных путевок в единой информационной системе. Приказ содержит 3 приложения. Отметим основные особенности этого важного документа.ЧТО БУДЕТ СОДЕРЖАТЬСЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКЕСогласно тексту приказа от 31 мая, в электронной путевке указываются следующие сведения: Сведения об электронной путевке (номер, статус); Реквизиты договора о реализации туристского продукта (номер и дата заключения, цена турпродукта); Сведения о туроператоре, сформировавшем туристский продукт (наименование, ИНН, номер в реестре туроператоров, координаты для связи): полное наименование туроператора; Сведения о турагенте (если договор заключался турагентом); Сведения о заказчике туристского продукта (если заказчик не является туристом) — здесь вписываются ФИО, адрес, паспортные данные, координаты для связи, если заказчик физлицо и наименование, ИНН и т.п., если заказчик — юрлицо; Сведения о туристах (ФИО, адрес, паспортные данные, координаты для связи каждого туриста); Информация о путешествии (даты тура, место временного пребывания); Услуги по перевозке (тип перевозки, наименование перевозчика, аэропорт прибытия, даты перевозки); Услуги по размещению (наименование гостиницы, местонахождение, даты заезда); Сведения о прочих услугах (их перечень, описание); Иная информация о путешествии (заполняется при необходимости и включает контакты принимающей стороны, описание тура или маршрута, комментарии); Сведения о Турпомощи, если тур за границу.В целом, приказ содержит перечень всех пунктов, которые имелись в тестовой версии системы, что дает основание сделать вывод, что существенных изменений система Электронная путевка до сих пор не претерпела.С одной стороны, отрадно, что туроператорам не придется столкнуться с чем-то новым, к чему они не были готовы, с другой стороны напрашивается вывод, что доработки системы, о которых многократного говорили в Правительстве и Минкультуры, разработчик и оператор системы попросту проигнорировали.ВОПРОС ОБ ОБЩЕЙ ЦЕНЕ ТУРПРОДУКТАФорма электронной путевки, в соответствии с Приказом, предусматривает внесение информации об общей цене туристского продукта по договору (п.2), но данный пункт не помечен как необязательный. Таким образом, не исключено, что доводы турбизнеса о том, что по ряду причин указать общую стоимость конечного турпродукта будет невозможно, так и не были услышаны. Ранее в самой системе была предусмотрена опция скрыть цену от туриста, проверить ее наличие сейчас нет возможности (об этом — далее).Напомним, что туроператоры доказывали регуляторам, что владеют информацией только о стоимости собственного турпродукта, а сведениями о доп. услугах, которые турист может заказать в турагентстве, и которые также могут быть поименованы в договоре между агентом и туристом, туроператор не располагает. Тем не менее, и нынешняя формулировка приказа об общей цене турпродукта по-прежнему представляется практикам туризма размытой и неопределенной.Неопределенность в формулировках, порядке, а главное, смысле действий в системе электронных путевок присутствует до настоящего времени ввиду отсутствия инструкций, досконально описывающих все процессы системы, ее возможности и сценарии использования всеми категориями пользователей, отмечают опрошенные Вестником АТОР эксперты турбизнеса, подчеркивая, что уже имеющиеся на сайте Ростуризма регламенты такими инструкциями не являются.Соглашаются с ними и специалисты из области IT. У Электронной путевки должен быть предусмотрен регламент, который описывал детали самого выпуска и обращения путевок в электронном виде: как происходит эмиссия электронных путевок, через какое время после заключения договора турист должен увидеть свою путевку, каким образом и в каком порядке в нее вносятся изменения и прочие важные особенности. Однако такой документ не был до сих пор разработан, хотя его наличие предусмотрено более ранними документами, — говорит Александр Белей, генеральный директор компании Аэронавигатор, разработчика ядра системы Электронная путевка на начальных этапах проекта.Казалось бы, самый верный путь в поисках ответа на все эти вопросы — свериться с самой системой Электронная путевка, ведь она есть в открытом доступе с конца 2017 г.Однако сделать более не представляется возможным. Сайт системы, позволяющий осуществить доступ к тестовой версии (или, как говорят в Ростуризме, к системе, запущенной в промышленную эксплуатацию) не работает по меньшей мере с 1 июня. С сайта Ростуризма исчезли все ссылки, обеспечивающие вход в систему Электронная путевка (хотя описание и общие инструкции, написанные исполнителем системы, остались).Как же так получилось, что система пропала с радаров сразу после выхода первого посвященного ей акта?ПОЧЕМУ ВХОД В СИСТЕМУ ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА БОЛЕЕ НЕВОЗМОЖЕН. ВЕРСИИВЕРСИЯ 1Произведя нехитрые математические вычисления, можно заключить, что 31 мая завершился гарантийный шестимесячный срок, в течение которого систему должен был поддерживать и дорабатывать разработчик — компания Астерос.С одной стороны, понятно, что Астеросу сейчас не до путевки — у него началось судебное разбирательство по процедуре банкротства, заявленной им же самим (следующее заседание назначено на 11 июля). Об исках к Астеросу мы писали ранее, а на сегодняшний день сумма заявленных исков к компании уже перевалила 2-х миллиардную отметку. Среди истцов — такие компании как Лужники, Тинькофф Банк, МТС-БАНК, ЛОКО-БАНК и другие.Как сообщили Вестнику АТОР на условиях анонимности представители компаний, участвующие в судебных спорах с Астеросом, персонала, способного поддерживать систему, в этой компании практически не осталось. Точная судьба и местонахождение самих серверов, на которых размещена система, также остается им неизвестной. Возможно, что систему по окончании гарантийного срока просто выключили?ВЕРСИЯ 2С другой стороны, грядущее банкротство Астерос не должно было повлиять на систему Электронная путевка. По документам компания должна была передать всю документацию и права на путевку Ростуризму, о чем последний уже отчитался.Не исключено, что так как Астерос получил необходимые лицензии на систему только на шестимесячный срок, а контракт с ним не продлили из-за банкротства, то, ввиду отсутствия дополнительного финансирования на систему, Ростуризм не привлек других подрядчиков, способных исправить недочеты Астероса и получить новые разрешительные документы.Тем более что, как говорят эксперты, получение таких документов даже в случае работы с новым подрядчиком, потребует времени. В случае переноса серверов в новый дата-центр, или еще более сложной процедуры переноса самой системы на другие сервера, на всю систему Электронная путевка надо будет заново получать сертификат соответствия требованиям Закона о защите персональных данных, — считает г-н Белей из Аэронавигатора.ВЕРСИЯ 3Также возможно, ответ на поставленные выше вопросы кроется еще в одном судебном иске — компании Аэронавигатор к Астеросу и Ростуризму. Напомним, Аэронавигатор был подрядчиком Астероса, выполнил большую часть работ по созданию системы электронных путевок, но оплату своих услуг от Астерос не получил. Всего Аэронавиатором было подано 2 иска. Первый был к Астеросу, по которому суд обязал последнего выплатить истцу около 50 млн рублей (которые получены им так и не были).Второй иск был совместно к Астеросу и Ростуризму, в нем Аэронавигатор указывал, что не получив оплаты за проведенную работу он не передает права на использование системы и просил суд запретить обоим юрлицам пользование системой электронных путевок. На момент рассмотрения первого иска производство по второму иску было приостановлено, однако после победы над Астеросом Аэронавигатор инициировал и возобновление производства по второму иску. Следующее заседание по нему назначено на 13 июня. Возможно (хотя и маловероятно), что систему пока скрыли из общего доступа на время судебного разбирательства.ВЕРСИЯ 4Еще одной причиной пропажи электронной путевки эксперты называют передачу системы в Ростех и связанные с этим технические вопросы (перенос системы, ее новая отладка, новая сертификация, и пр.). Около года назад Ростуризм публично заявил о сотрудничестве с Ростехом в области развития системы. В июле прошлого года на эту тему было множество публикаций, однако дальше разговоров тогда дело не пошло.Ряд экспертов не исключает, что руководством отрасли после ряда скандалов, связанных с системой, и открытой критики турбизнесом сданной Астеросом работы, было принято сменить оператора системы, забрав ее у Ростуризма и передав ведомству, более грамотно разбирающемуся в технических вопросах.Эта версия нуждается в дополнительной проверке, но если она подтвердится, то оператором системы вряд ли будет Ростуризм. Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.Получать новости Вестника АТОР также можно, подписавшись на наш канал в TelegramБесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале Академия АТОР.