Петербург остался без туристической символики

TravelWeekly, 07.06.2018

Длившееся около полутора лет разбирательство по поводу туристической символики, проданной властям Петербурга по символической же цене в один рубль студией Артемия Лебедева, закончилось победой закона над здравым смыслом. В результате Комитет по развитию туризма города на Неве был вынужден расторгнуть соответствующий договор и возвратить права на серию логотипов ее разработчику. Стоит напомнить: туристические символы от студии Лебедева Петербург получил еще в 2016 году, когда у руля Комитета по развитию туризма стояла Инна Шалыто. Поскольку от предложения студии известного дизайнера отказаться было трудно, в комитете решили договоренность не афишировать – и тихо-мирно договорились «купить» логотипы оптом за 1 рубль.Однако когда это стало известно, дизайнерская общественность Петербурга сочла появление логотипов незаконным, поскольку соответствующий конкурс на их разработку проведен не был. Как результат, маркетинговая компания «Григорьев Борис и партнеры» сначала подала заявление в Санкт-Петербургское УФАС России, в котором потребовала расторгнуть договор на разработку туристической символики со студией А. Лебедева. И еще 14 марта 2017 года антимонопольщики установили: Комитет по развитию туризма Петербурга, который без проведения открытых торгов заключил договор на разработку туристического логотипа с ООО «Студия Арт. Лебедева», нарушил требования ч.1 ст.15 закона «О защите конкуренции».В итоге ФАС предписал в срок до 17 апреля 2017 года расторгнуть договор и совершить действия, направленные на прекращение использования туристического логотипа.  Причем Санкт-Петербургское УФАС, аргументируя позицию, учло и мнение участников Ассоциации брендинговых компаний России. Согласно специально проведенному опросу, в котором принял участие 31 руководитель профильных компаний, готовность разработать туристический логотип Петербурга за 1 рубль тогда подтвердили 26 из 31 участника опроса. А поскольку комитет Смольного не захотел следовать предписанию УФАС, дело переместилось в судебную инстанцию. Стороны заняли принципиальные позиции — никто не хотел уступать. В результате дело прошло все три инстанции, включая кассацию, в которой 16 апреля 2018 года Арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердил правоту УФАС и согласился с тем, что в силу закрытых отношений между комитетом и студией Лебедева другие дизайн-студии были лишены возможности заключить со Смольным аналогичный договор.«Дело для нашего управления принципиальное: Комитет по развитию туризма утверждал, что раз цена вопроса — один рубль, то и торгов проводить не надо. Надо! – заявил по этому поводу руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров. — Вот и кассационная инстанция так считает. Мы удовлетворены решением суда». Так как кассация (не считая Верховного суда) фактически является окончательной судебной инстанцией и оспаривать решение суда этого уровня практически не имеет смысла, Комитету по развитию туризма ничего не оставалось делать, как подчиниться. В результате 23 апреля 2018 года договор на разработку туристического логотипа Петербурга с ООО «Студия Арт. Лебедева» был расторгнут, а затем ведомство приступило к исполнению второй части предписания (т. е. к совершению действий, направленных на прекращение его использования).Поэтому в адрес всех, кто так или иначе участвовал в использовании спорных логотипов, полетели письма, в которых содержалось требование отказаться от применения лебедевских произведений.     Выполнены ли эти указания? Для этого надо пойти хотя бы на сайты подведомственных комитету Конгрессно-выставочного бюро Петербурга и официального туристического портала города на Неве. Что мы видим? Логотипы Лебедева никуда не делись: и там, и там в верху страницы они видны невооруженным глазом.Не говоря уже о том, что вся рекламная продукция, активно использующая эти символы, уже разлетелась по миру. И наверняка будет продолжать использоваться в дни ЧМ-2018, поскольку напечатана она загодя. Впрочем, в турбизнесе к произошедшему относятся философски. «Работали десятки лет без логотипов — будем работать и впредь», — таково резюме сразу нескольких имеющих отношение к туризму специалистов. Логично предположить, что в период проведения ЧМ-2018 ни УФАС, ни туристические власти Петербурга не будут педалировать эту тему – и без того у всех забот невпроворот.А вот после завершения Мундиаля новому главе питерского туризма придется соображать, как выполнить решение суда, реализовать которое крайне трудно по ряду объективных причин.