Как прожить без «Натали». Что нужно знать, выбирая туроператора?

TravelWeekly, 27.07.2018

В конце июня один из самых известных туроператоров «Натали турс» аннулировал туры всех своих туристов и отменил ряд чартеров до конца сентября

«АиФ» поговорил с исполнительным директором Ассоциации тур­операторов России (АТОР) Майей Ломидзе, чтобы понять, можно ли найти в России надёжного туроператора.

Елена Плотникова, «АиФ»: Майя, вы говорили, что у «Натали Турс» ещё в 2015 г. были проблемы с заселением и невылетом некоторых групп. Сегодня есть операторы, которые перио­дически не выполняют обязательства перед туристами? 

Майя Ломидзе: На данный момент пока нет подобных тревожных звоночков о других участниках рынка. Тем не менее туристы должны подходить к выбору тура так же серьёзно, как к выбору автомобиля или квартиры, проверять всю информацию о турагентстве и туроператоре. Если жалоб на туристическую компанию много и все они существенные (не субъективное мнение туриста об отдыхе) повод, чтобы задуматься о решении, покупать или не покупать у такой компании тур.

Кроме того, нужно проверить, есть ли данный туроператор в реестре Ростуризма (то есть легально работает или нет). Посмотреть, входит ли туроператор в АТОР. Это говорит о его финансовом состоянии, уровне выполнения обязательств перед туристами. К слову, «Натали Турс» был исключён из ассоциации в 2015 г.

Туристы часто путают, у кого покупают путёвку у тур­оператора или турагентства. Можете объяснить? 

Туристический рынок делится на две составляющие: туроператор (производитель услуг) и турагентство (условный магазин, который продаёт эти услуги). В первую очередь надо проверить надёжность агентства. На мой взгляд, важный индикатор присутствует ли агентство в Сети либо работает от имени тур­оператора. Второе означает, что агент прошёл определённый финансовый порог, его работу мониторят.

Тем не менее, как я могу проверить надёжность агентства самостоятельно? 

Обращайте внимание на соблюдение финансовой дисциплины. Если агент просит вас перевести деньги за тур, например, на его личный номер карты бегите оттуда. Вы должны получить подтверждение платежа на специальном чеке. Не выдали чек требуйте его! Вы можете попросить у турагента подтверждение платежа за тур туроператору или, например, дать вам номер заявки у тур­оператора, по которой сможете проверить её статус.

Агентства могут работать и с компаниями-посредниками, и с туроператором. В этом случае деньги туриста вообще могут не дойти до оператора? 

Да, действительно, такое бывает. Агентства могут пользоваться услугами посредников. Но туристу проверить это практически невозможно. В договоре посредник может быть не указан, но турист может задать вопрос. Агентство, которое не готово терять клиентов, предоставит документы о работе либо с посредником, либо с самим туроператором.

Порой оператор не выполняет условия тура. Например, селит не в тот отель. Что тогда делать?

  Для начала понять: вам просто не понравился объект размещения или в нём невозможно жить (антисанитария, нет воды и пр.)? В первом случае претензии необоснованны туроператор выполнил свои обязательства. Во втором нужно обращаться с претензией к представителю туроператора. Если вопрос не решился, пишите претензию в ту компанию, где приобретали тур. Не решилось и так? Зафиксируйте, почему в отеле было невозможно находиться, и за свой счёт переезжайте в другой, сохранив чек о повторной оплате проживания. Вернувшись, обратитесь за возмещением убытков. Заявление подавайте туроператору через агентство, в котором приобретали тур.

1. туроператор не встретил в аэропорту или на вокзале:

звонить по телефону принимающей компании. Телефон должен быть в ваучере, связывайтесь с турагентством (тур­оператором);

если принимающая сторона и туроператор не исправили ситуацию, заказывайте такси и обязательно возьмите у водителя квитанцию, подтверждающую факт оплаты (чтобы по возвращении получить компенсацию за потраченные личные средства);

для получения компенсации составьте акт об отсутствии трансфера. Его можно написать от руки в свободной форме на обычном листе бумаги.

2. турфирма не забронировала вам номер в отеле:

свяжитесь с турфирмой или туроператором;

напишите претензию в двух экземплярах: одну отдайте представителю туроператора, другую отправьте по электронной почте туроператору. Это докажет, что вы пытались исправить ситуацию.

3. вас так и не разместили:

попросите в гостинице письменное объяснение отказа;

оплатите номер самостоятельно, но сохраните все чеки и квитанции;

по прилёте домой требуйте возмещения расходов и компенсацию стоимости тура.

aif.ru