Входящие в группу Аэрофлот авиакомпании Россия и Победа, а также ЮТэйр запросили у Росавиации квоты на прием иностранных пилотов, говорится в сообщении ведомства.Росавиацией приняты на рассмотрение заявления о потребности в принятии на работу иностранных граждан для замещения должности командира гражданского воздушного судна: АО Авиакомпания Россия, ООО Авиакомпания Победа, ПАО Авиакомпания ЮТэйр и АО ЮТэйр — Вертолетные услуги, — сообщило ведомство. Количество запрошенных квот в сообщении не указано. По информации «Интерфакса», о сборе заявок Росавиация объявила 17 августа, а завершится он на этой неделе.Российские авиакомпании получили возможность трудоустраивать иностранцев в качестве пилотов с 2014 года, когда правительство согласилось выделить им общую квоту в 200 человек в год. Если компании ее не выбирают, оставшиеся позиции могут использоваться в следующем году. На текущий момент не распределенная численность составляет 377 человек, отмечает Росавиация. В прошлом году глава Аэрофлота Виталий Савельев заявил о массовом оттоке российских пилотов в Азию. Зарплата в азиатских авиакомпаниях, в частности китайских, в валютном эквиваленте в 1,5-2 раза больше, объяснял топ-менеджер. После этого несколько российских перевозчиков объявили о введении программ стимулирования летного состава: повысили им зарплаты и ввели разовые подъемные. Дефицит пилотов крупнейшие компании России констатируют и сейчас. Комментируя возникшую проблему, Борис Рыбак, генеральный директор компании «Инфомост», в беседе с нашим корреспондентом отметил, «У нас действительно нехватка пилотов, поэтому Росавиация ви ыделила квоту на иностранных пилотов в штате наших авиакомпаний.Причин такой нехватки несколько. Это и демографический кризис – в наше время уже почти не осталось пилотов гражданской авиации, проходивших обучение в СССР, а также закрытие многих летных училищ, кадры просто негде и некому было готовить.При этом работа эта престижная, зарплата хорошая. Думаю, что предложение Росавиации привлечет пилотов из экс-республик СССР и стран Восточной Европы». В то же время гендиректор авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев на днях заявил «Коммерсанту»: «У нас есть дефицит кадров. При этом мы пока не подаем заявки, потому что не очень верим в такую инициативу.Средняя заработная плата пилота в России не является привлекательной для летчиков-иностранцев. Соответственно, нанять такого специалиста стоит намного-намного дороже. То есть авиакомпании надо идти в какие-то очень существенные расходы, и при этом свои собственные пилоты тоже обидятся». По информации «Коммерсанта» российским авиакомпаниям нужно 900 новых летчиков ежегодно, а вузы выпускают только 750 специалистов.Если ситуация не изменится, то в следующем году авиаотрасль столкнется с настоящим кризисом, отметил вице-президент профсоюза летного состава России Олег Приходько. «Сейчас многие компании испытывают нехватку самолетов. Есть работа, есть самолеты, но их не могут обеспечить летными экипажами. В теории самая острая проблема возникнет в следующем году. Сейчас, в принципе, штатное расписание закрывается, но впритык, с большими переработками со стороны пилотов, с очень интенсивными режимами рабочего времени. Но с весны 2019-го на самолетах, которые собирается ввести, например, авиакомпания Россия, летать уже будет некому. У нас в стране вообще порядка 16 тыс. пилотов. И к следующему году 1 тыс. пилотов, по нашим расчетам, нужно где-то брать», — отметил Олег Приходько. — В то же время на прошлой неделе Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила в Минтранс свои предложения по решению проблемы дефицита летного состава. Подписавший письмо президент АЭВТ Владимир Тасун предложил увеличить набор пилотов в учебные заведения гражданской авиации до 1,2–1,5 тыс. человек в год. По данным Росавиации, в 2017 году в них поступило 935 человек, выпуск пилотов составил 817 человек.В АЭВТ считают, что «поддержка лозунга» о подготовке авиаперсонала, в том числе пилотов, только в государственных учебных заведениях «может нарушить закон о конкуренции», о чем предостерегала ФАС. Ассоциация призвала Минтранс не препятствовать первоначальной подготовке коммерческих пилотов на базе авиационных учебных центров (АУЦ) при авиакомпаниях.Кроме того, по мнению ассоциации, решению проблемы мог бы помощь помочь и прием нашими авиакомпаниями иностранных свидетельств коммерческого пилота «без надуманных ограничений» Росавиации, а также сертификация в России зарубежных учебных авиаучилищ.