11 выставок (и одна ярмарка) осени

TravelWeekly, 06.09.2018

Илья и Эмилия Кабаковы, Cosmoscow, советская античность, Баухаус и работы из Центра Помпиду

Этой осенью главный выставочный жанр — ретроспектива. Но не стоит терять из виду и групповые выставки, которые этой осенью чрезвычайно разнообразны. The Village выбрал самые интересные выставки этой осени, но одно из самых главных событий этих трех месяцев — ярмарка современного искусства Cosmoscow — пройдет уже 7–9 сентября.

«Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»

Этим летом по стране пронесся поезд современности с международными кураторами «Немосква», а саму Москву захватила параллельная программа и спецпроекты Молодежной биеннале современного искусства. Осень будет довольно спокойной, а самыми главными событиями станут ретроспективы. Масштабная выставка дедушки московского концептуализма (и его жены Эмилии) уже была показана в Галерее Тейт в Лондоне, а после в Эрмитаже. Обещают показать все ключевые для Кабаковых инсталляции: поезд современности «В будущее возьмут не всех» с отвергнутой живописью, «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» и другие хиты.


КОГДА: 6 сентября — 13 января

ГДЕ: Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10

СКОЛЬКО: 500 рублей

TRETYAKOVGALLERY

«Марсель Бротарс. Поэзия и образы»

Кабаковых вы вполне могли видеть в инстаграмах ваших друзей, или же на «Манифесте» в Санкт-Петербурге, или же в большой экспозиции вместе с Эль Лисицким несколько лет назад в Мультимедиа Арт Музее, или, может, даже живьем во время иконической дискуссии с американским концептуалистом Джоном Балдессари там же, в Третьяковской галерее, но повторить основы концептуализма в России — дело не лишнее. Сосед Третьяковской галереи, музей «Гараж», параллельно показывает ретроспективу еще одного ключевого концептуалиста, на этот раз бельгийского происхождения. Бротарс, в какой-то момент решивший завязать с карьерой поэта, стал известен благодаря своей работе с текстом и умением смешивать медиа между собой. Надеюсь, что будет показана инсталляция «Музей современного искусства, отдел орлов», за которую его всячески благодарит художественный мир. В этой серии работ Бротарс указал на большое количество ограничений, существующих в современном музее, и продолжил традицию того, что позже уже назвали «институциональной критикой».


КОГДА: 29 сентября — 3 февраля

ГДЕ: Музей современного искусства «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

СКОЛЬКО: 300 рублей

GARAGEMCA

«Георгий Литичевский. Антиномия художественного разума»

Ретроспективы ценны тем, что по итогам выставки всегда можно понять вклад художника в коллективную историю искусств (а еще в какие моменты этот вклад был переоценен). Отлично знающий и про Кабакова, и про Бротарса, Георгий Литичевский предлагает в своих комиксах альтернативную историю искусства. Внимательный читатель «Художественного журнала» узнает эти комиксы из тысячи: с середины 90-х они комментируют тему номера и создают альтернативную критику. В Музее Вадима Сидура (где помимо сменяющихся выставок находится еще и потрясающая постоянная экспозиция) он предложит другую философскую систему и в форме тотальной комикс-инсталляции соберет множественные противоречия художественного мира.


КОГДА: 19 сентября — 28 октября

ГДЕ: Музей Вадима Сидура, ул. Новогиреевская, 37а

СКОЛЬКО: 150 рублей

AFISHA

«Вы смотрите на то, чего никогда не было»

Если вы вдруг устанете от персональных выставок больших художников (забавный факт: почему-то они все мужчины), разнообразить выставочный досуг можно групповыми выставками. Этой осенью в Мультимедиа Арт Музее будут экспонированы работы из двух коллекций: Джим Дайн из коллекции Центра Помпиду (Париж) и фотографии из коллекции Zabludowicz. Коллекция Пойю и Аниты Заблудовичей поражает своим охватом: помимо постоянной выставочной площадки в Лондоне, они располагают временным выставочным пространством в Нью-Йорке и резиденцией в Финляндии. Известные своей долгой и планомерной карьерой меценатов (в Tate Modern есть два зала, названных в их честь) и представляющие свою коллекцию как торпеду (консервирует прошлое, но устремлена в будущее), в Москве они покажут Андреаса Гурски, Синди Шерман и других великих современных фотографов из своей коллекции, благо самые ранние фотографические работы датируются 1977 годом.


КОГДА: 14 сентября — 4 ноября

ГДЕ: Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16

СКОЛЬКО: 500 рублей

MAMM-MDF

«Советская античность»

Daemons in The Machine

Выставка «Демоны в машине» — групповая работа на тему искусственного интеллекта, инициированная фондом Laboratoria ArtScience. Немного запоздалое высказывание на немного набившую оскомину тему «есть ли у машины душа?» представляет собой размышления российских художников с вкраплениями работ художников из Австрии и Великобритании. Усталость от темы блокчейна, вирусов и искусственного интеллекта продиктована здесь скорее ограниченностью привычных художественных методов, а не тем фактом, что у нас уже есть ответы на все поставленные вопросы. Организаторы выставки это понимают, поэтому некоторая часть экспонатов создана в соавторстве с учеными из Курчатовского института и МФТИ и будет экспонирована публично впервые.


КОГДА: 5 октября — 11 ноября

ГДЕ: ММОМА, ул. Петровка, 25

СКОЛЬКО: 250 рублей

NEWLABORATORIA

Something Else

В выставочные обзоры довольно редко попадают галерейные выставки: идут они обычно недолго, информация о них узнается не сразу, да и персональные выставки художников в начале пути мало интересны широкому кругу зрителей. Но галерея «Триумф», одна из самых старых в Москве, ответственная за павильон России на прошлой Венецианской биеннале и карьеры таких художников, как AES+F, отличается от остальных. Групповые выставки, своеобразные срезы художественной среды разных городов и стран — их конек. В этом сентябре они показывают групповую выставку художников, работающих с теми медиа, которые хоронят уже не первый год, — керамикой, живописью и графикой. Но поскольку работают выпускники британских художественных вузов, то есть вероятность, что английская система образования может подарить москвичам пару открытий.


КОГДА: 6 сентября — 1 октября

ГДЕ: галерея «Триумф», ул. Ильинка, 3/8, стр. 5

СКОЛЬКО: бесплатно

TRIUMPH-GALLERY

«Bauhaus Imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты»

Баухаус стал первой экспериментальной и первой поистине международной архитектурной школой, студенты которой в преддверии Второй мировой войны возвращаются в свои страны и продолжают работать в качестве архитекторов и градостроителей. Проект bauhaus imaginista представляет собой исследование этих различных судеб, поиск утраченных архитектурных родственников баухауса, которые выросли на почве СССР, Израиля, Индии, Чили и других стран. В Москве проект будет выстроен вокруг фигуры второго директора школы Баухаус Ханнеса Майера, которые в 30-е годы переезжает вместе с несколькими студентами в Москву. Архивные материалы, личные вещи, заметки, эскизы и многое другое будут проинтерпретированы художниками, исследователями и историками архитектуры, среди которых и российская художница и искусствовед Татьяна Эфрусси (ура, наконец-то российские исследователи принимают равное участие в привозных проектах).


КОГДА: 12 сентября — 30 ноября

ГДЕ: Музей современного искусства «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

СКОЛЬКО: 300 рублей

GARAGEMCA

«Советская античность»

Если вы не устали от копания в архитектурном наследии Советского Союза, то загляните в галерею «На Шаболовке» в шаговой доступности от «Гаража». Небольшая галерея в тени Шуховской башни, окруженная постройками 30-х годов, представляет продолжение своего исследования о судьбе довоенного советского искусства. Кураторы Александра Селиванова и Надежда Плунгян уже частично затрагивали эту тему в проекте «Сюрреализм в стране большевиков», в этом же году они предлагают посмотреть, как монументальность архитектуры Франции, Италии и США (которая пришла на смену идеям баухауса) повлияла на советских архитекторов. Помимо живописи, графики и архивных материалов, обещают архитектурные проекты Бориса Иофана и студентов-архитекторов 30-х годов.


КОГДА: 28 августа — 14 октября

ГДЕ: Галерея «На Шаболовке», ул. Серпуховский Вал, 24, корп. 2

СКОЛЬКО: 250 рублей

NASHABOLOVKE-GALLERY

«Пионеры американского модернизма»

«Пионеры американского модернизма»

Именно с 30-х годов начинает снимать архитектуру американский фотограф Эзра Столлер. В его объектив попадают иконические постройки третьего директора Баухауса Людвига Миса ван дер Роэ и других важных строителей современного образа Америки и Европы — Фрэнка Ллойда Райта, Ле Корбюзье, Луиса Кана и Марселя Брейера. Получив первоначальное архитектурное образование, Эзра вместо строительства начал снимать здания, тем самым со временем сформировав традиции и ракурсы «архитектурной фотографии». В отличие от двух перечисленных выставок, сосредоточенных вокруг «закулисья» архитектуры, данная выставка должна раскрыть механизмы формирования самой идеи «современной архитектуры».


КОГДА: 20 сентября — 2 декабря

ГДЕ: Центр фотографии имени братьев Люмьер, Болотная наб., 3, стр. 1

СКОЛЬКО: 400 рублей

LUMIERE

«Музей Басманного района»

Большие нарративы больших событий склонны утомлять: именно поэтому всегда в выигрыше оказываются маленькие добрососедские музеи. Музей Басманного района представляет собой как раз такую инициативу. Он призван зафиксировать память местных жителей, записать маленькие истории и сконструировать новое отношение к территории, где вы, возможно, снимаете свою квартиру. Даже если вы там не живете, то это не повод отказаться от прогулок в рамках выставки, которых планируется аж пять. Вам — новые открытые территории, вашим соседям — так называемое локальное сообщество. Ну а для ЦТИ «Фабрика» — это отличный способ стать центром современного искусства на районе, когда на открытие выставки ты попадаешь по пути с работы.


КОГДА: 8 — 30 сентября

ГДЕ: Центр творческих индустрий «Фабрика», Переведеновский пер., 18, стр. 1

СКОЛЬКО: бесплатно

BASMANIA

«SPY DIY/ Шпион-самоучка»

Стоит вспомнить об объединении выставочных залов в Москве. Упомянутая выше галерея на Шаболовке — любопытный экземпляр этой монструозной государственной организации. Еще один из выставочных залов, Электромузей, курируемый художниками Аристархом Чернышевым и Алексеем Шульгиным (участники проекта Electrobutique и преподаватели Школы Родченко), также стоит отметить на карте современного искусства за пределами Садового кольца. Список художников «SPY DIY/ Шпион-самоучка» о пространстве тотального информационного контроля, теории заговоров и интернет-слежки частично пересекается с выставкой «Демоны в машине», но разбавлен участниками из Нидерландов, Швейцарии и США. Например, среди них есть медиаактивисты The Yes Man, на протяжении долгого времени создававшие сайты корпораций и государственных организаций, максимально приближенных к оригиналу. В общем, не выставка, а инструкция по выживанию в эпоху тотального сбора данных о нас как о пользователях.


КОГДА: 9 августа — 12 октября

ГДЕ: Электромузей, ул. Ростокинская, 1

СКОЛЬКО: 100 рублей

ELECTROMUSEUM

Cosmoscow

Международная ярмарка современного искусства проходит в Москве в сентябре с завидным постоянством. Пришедшая на смену ярмарке в ЦДХ, Cosmoscow всем своим видом стремится доказать свою непринадлежность к российскому арт-рынку. Как у всех приличных ярмарок, у Cosmoscow свой благотворительный аукцион, свои премии, свои некоммерческие и образовательные программы. К слову, именно на них стоит обратить свое внимание, равно как и на само событие: нечасто можно посмотреть на искусство не как на нечто отстраненное, связанное с определенным комплексом идей, а как на объект купли-продажи. В общем, советуем пройтись по галереям (как российским, так и зарубежным) и посмотреть, в какую сторону клонит искусство арт-рынок (или наоборот).


КОГДА: 7 — 9 сентября

ГДЕ: Гостиный двор, ул. Ильинка, 4 (подъезд 4)

СКОЛЬКО: 1 000 рублей

COSMOSCOW

the-village.ru