Прощай, немытая: Россия может быть сказочным местом

TravelWeekly, 19.10.2018

Верите ли вы в сказки? Как любой взрослый здравомыслящий человек, скорее всего нет. Однако фотограф Андрей Иванов вышел на улицу и нашел им совершенно конкретное подтверждение. Чтобы сохранить сказку для поколений, он заключил ее в книгу. Макет издания так понравился мастерам фотоискусства и издателям, оценивавшим работы на конкурсе Photobookfest, что макет книги Иванова признали лучшим из 118 работ. «Листать эту книгу словно путешествовать по России, мифической и таинственной», — охарактеризовала проект одна из членов жюри.

Иванов задумал проект, когда стал родителем. Он присмотрелся к реальности и увидел, что сказки, которые обычно читают детям, гораздо ближе: на соседней улице, во дворах, в парках и даже дома.

Фотограф собирал образы именно из русских сказок, на которых воспитывался сам. Оказалось, что их сюжеты и атмосфера объединяют россиян и по сей день, даже если они об этом не задумываются. Спустя столетия.

Иванов назвал серию «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что». Эта фраза принадлежит царю из народной сказки, которая известна всем в обработке собирателя русского фольклора Александра Афанасьева.

Герой сказки — стрелец Андрей, поймавший птицу, которая оборачивается красавицей невестой. Ее хочет взять в жены царь. Чтобы избавиться от стрельца, он выдумывает для него невыполнимые задания, но тот со всеми справляется. Отчаявшись, он повелевает стрельцу «пойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что».

Однако стрелец проходит и этот квест. Андрей не только сохраняет невесту, но и становится новым правителем из-за глупости и неугомонности царя.

Спустя столетия Иванов отправился по следам стрельца, тоже пошел «туда — не знаю куда» и «принес «то — не знаю что». Он изловил птицу и ухватил за хвост хитрую лисицу-сестрицу там, где, казалось бы, места сказкам уж точно нет — в суровой столичной реальности.

Однако оказалось, что потребность москвичей в сказке гораздо выше. Мотивы русских сказок можно встретить во дворах, как в этом случае — былинный камень распутья, озадачивший витязя Илью Муромца, в московском спальном районе превратился в удобный навигатор.

Иванов признается, что начинал свою серию с постановочных кадров. Однако позже фотограф стал замечать, что окружающая действительность открывается ему естественным образом, демонстрируя визуальный ряд, необходимый для наполнения задуманной серии. Так найденные сюжеты и документальные кадры вписались в сказочный ряд.

Сказка отражает национальное самосознание, а тема национальной идентичности не чужая Иванову. В 2012 году он начал готовить проект «Индекс идентичности», который закончил только в 2015-м. Тогда фотограф сосредоточился на столичных уличных граффити, выкрикивающих националистские лозунги.

Леший бродит в предместьях Москвы.

Иванов решил визуализировать сказку «Курочка Ряба» о курице, снесшей золотое яйцо, разбившееся по мановению мышиного хвостика. Мало кто задумывался, как эффектно могло выглядеть разбившееся яйцо из сказки.

Вариация на тему «Кощея Бессмертного», спрятавшего иголку, на кончике которой была заключена его смерть, в яйце. Иванов поместил Кощея в реальность.

Русский сруб стал все чаще встречаться в Подмосковье. Бревенчатые дома возводят на даче. На Руси подобное сооружение, как на картинке, скорее считалось бы хоромами. Обычный люд жил в избах поскромнее.

Так выглядят современные доспехи.

«Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что» был отобран из 118 работ, присланных фотографами из шести стран. Австрийский куратор конкурса Регина Мария Анценбергер говорит, что полюбила книгу Иванова с самого начала.

«Она включает все, что должна иметь фотокнига: отличные фотографии, продуманный дизайн и удивительную обложку с рентгеном матрешки. Листать эту книгу — словно путешествовать по России, мифической и таинственной», — считает искусствовед.

Сказка — самый аутентичный источник русских архетипов, напоминает автор проекта. Но Иванов не только собирает архетипические образы, но и предлагает новые.

Существует теория о том, что нация не развивается, если не придумывает новые игрушки. Казалось, что матрешка была всегда — настолько крепко эта простая, яркая и универсальная игрушка в массовом сознании ассоциируется с древностью. Однако матрешка появилась только во второй половине XIX века, и не в качестве реальной детской игрушки, а в качестве образца «русского стиля», вошедшего в моду на фоне бурного экономического развития России тех лет и роста самосознания. Матрешка — гениальная стилизация под «русское», придуманная Сергеем Малютиным.

В 2000-х годах матрешку пытались вписать в городское пространство Москвы и сделать одним из атрибутов городской культуры. Гигантских матрешек устанавливали в разных районах столицы. Однако расписная кукла в каменных джунглях не прижилась.

Презентация книги Андрея Иванова состоялась 21 сентября в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Рукописи не горят.

lenta.ru

Источник

Материалы по теме