Заклиная духов

TravelWeekly, 29.11.2018

Специальный корреспондент журнала «Отдых в России» Владимир Савельев своими глазами увидел обряд шаманов и узнал секрет тувинского горлового пения – хоомея.

Шаманка Олземаа Балан проводит обряд освящения дороги в тувинской степи. Пламя костра она окропила молоком, чтобы подкормить духов земли.

Как правильно петь тувинские песни и почему шаманы не говорят о плохом будущем, я узнал в инфотуре по одной из самых труднодоступных и загадочных республик – Тыве.

На месте слияния Большого и Малого Енисея расположена столица Тывы – Кызыл. По-тувински это означает «красный». Город небольшой, население около 116 тысяч человек.

Буддийский храм Цеченлинг в Кызыле. Название храма в означает «обитель безграничного сострадания».

Наше знакомство с Кызылом началось с Национального музея Тывы, построенного в виде юрты. Нас встретили девушки в национальных нарядах с белыми шарфами в руках и пиалами с айраном. Белый ритуальный шарф, надеваемый на шею гостю, – это буддийский символ гостеприимства и чистых помыслов дарящего. Его дарят в знак почтения и уважения, а повод может быть любой.

Обезьянка на обелиске «Центр Азии» в столице республики.

Гвоздь экспозиции Национального музея Тывы – золото из скифского кургана Аржаан-2, раскопанного в 2001–2003 годах российско-немецкой экспедицией в Турано-Уюкской котловине. Эта находка стала археологической сенсацией XXI века. В Аржаан-2 было обнаружено 13 скифских захоронений VII века до н.э., в том числе каменная гробница скифского вождя и его жены, более 20 кг золотых изделий, выполненных в «зверином стиле» с высочайшим ювелирным мастерством. Фотографировать золотые изделия, представленные в экспозиции, категорически запрещено.

Вечерняя прогулка на катамаране на озере Азас.

Тыва – буддийская республика, из 310 тысяч ее жителей 62% исповедуют буддизм. Поэтому нет ничего удивительного, что на площади Арата, центральной площади города, установлен большой буддийский молитвенный барабан. Он создан монахами тантрического монастыря Гьюдмед в Тибете. Внутри него заложены свитки с написанными на них 115 млн мантр. Считается, что один оборот барабана равносилен прочтению всех мантр одновременно, и если люди крутят барабан с хорошими помыслами, ритуал приносит здоровье, удачу, благополучие. Конечно, вся наша группа, в которую входили буддисты и православные, а может быть, и атеисты, обошла барабан по часовой стрелке три раза, и каждый что-то попросил у Будды.

Буддийский молитвенный барабан установлен на площади Арата в Кызыле.

Быть в Тыве и не услышать горловое пение, называемое здесь хоомей, – значит, не узнать что-то важное о живущих на этой земле людях. Чтобы этого не допустить, организаторы тура пригласили нас в ресторан «Царская охота», где перед нами выступили музыканты Национального оркестра Тывы. Одетые в длинные национальные халаты, под аккомпанемент двухструнных инструментов они выдали горлом рокочущие, хрипящие, урчащие звуки, которые слились в нереальную музыку степи. Такую музыку и нужно исполнять на природе, промелькнуло в уме. В юрте кочевника или степи она прозвучала бы намного органичнее.

Живописные тувинские пейзажи надолго врезаются в память. Овюрский район Тывы.

Закончив выступление, музыканты рассказали о технике горлового пения. Секрет заключается в том, что исполнитель извлекает из гортани сразу две ноты одновременно, создавая состоящее из хрипов своеобразное двухголосие.

Среди музыкантов Национального оркестра Тывы оказался участник нашего инфотура, народный артист республики Евгений Сарыглар. Место в поездке он заслужил, так как совмещает свою артистическую деятельность с работой в турбизнесе. На следующий день в автобусе мы попросили Евгения дать мастер-класс по горловому пению. Скромный Евгений сослался на опыт других исполнителей. По его словам, объясняя своим ученикам, как научиться извлекать из себя хрипящие звуки, они просят их сильно тужиться, как это делают при запоре. Ну что ж, очень понятно и доходчиво. Урок я усвоил и при первой возможности потренировался.

Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» в Чадане.

Вторая древняя религия, которой остаются верны тувинцы, – шаманизм. Им пронизана вся их культура и жизнь. Шаманизм мирно соседствует с буддизмом, и более того, даже происходит взаимопроникновение двух вер. В одних случаях люди обращаются к шаманам, в других – к буддийским ламам. Бывает, на похороны приглашают их обоих. И каждый играет свою роль – шаман «заговаривает» злых духов, лама читает над усопшим молитвы. Шаман – посредник между миром живых и духов, и чтобы получить их помощь в разных делах, тувинцы обращаются к шаману. Поводы могут быть разными – свадьба, рождение ребенка, похороны, строительство дома, длинная дорога. Шаманы также помогают людям восстановить свое здоровье, благополучие в семье, найти пропавших людей.

Завораживающая красота тувинских девушек привлекает в эти края фотографов и модельеров.

Повод нашелся и у нашей группы. И организаторы тура предложили встретиться с потомственной шаманкой и целительницей Олземаа Балан, которая согласилась провести обряд освящения нашего пути в Монголию.

Обряд состоялся у источника Кундустуг. Выбран он был неслучайно. Источники являются в Тыве священными местами, где принято поклоняться духам. На участке рядом с родником была сложена груда камней, и стояли шалашиком шесты, к которым были привязаны разноцветные ленты (по-тувински чаламаа). Такое сооружение называется оваа. Оно также устанавливается на перевалах, у мостов, в степи, на вершинах почитаемых гор, вблизи буддийских храмов. В качестве оваа может использоваться и дерево. Проходя мимо такого места, люди повязывают разноцветные ленты, чтобы выразить уважение духу местности, заручиться его защитой в дороге или попросить что-то для себя.

Шаманский обряд, камлание, связано с обращением к духам с просьбой помочь.

Обряд проходил рядом с оваа. Вечерело, и холод пробежал по телу. Я был без теплой куртки. Выручила Ольга из республиканского отдела туризма. Дала мне мужской тувинский халат, который я подпоясал кожаным ремнем с железной бляхой. Этот халат мне очень пригодился в холодные монгольские ночи.

Тувинские костюмы и женские головные уборы.

Шаманка развела костер и окропила пламя молоком. Перемещаясь вокруг костра, била в бубен и что-то натужно пела по-тувински, повторяя одни и те же звуки. Как нам объяснил переводчик, она подкормила духов земли и попросила, чтобы те оказали нам покровительство в дороге. Обряд прошел довольно спокойно, без вхождения в транс и ухода в астрал. Закончив, Олземаа рассказала, что дар шаманства она унаследовала от родственников отца и матери, которые были шаманами. Уже в 12 лет она поняла, что обладает необычными способностями, но долгое время не хотела их развивать. Поступила в институт, где получила экономическое образование. Работала бухгалтером, но в один ужасный день руки перестали ее слушаться. По ее словам, это был знак – нельзя отказываться от данного тебе дара. Она уволилась и стала на предначертанный ей путь. Я спросил Олземаа, предсказывает ли она будущее?

– Если вижу, что у человека все будет хорошо, говорю об этом, а если вижу плохое, то отказываюсь от предсказания, – ответила она.

Бубен для шамана – верный спутник, проводник в иные миры и вещь, наделенная своим духом.

Потом я спросил, много ли в Тыве шаманов? Олземаа поведала, что в республике зарегистрировано три общества, в которых насчитывается около тридцати шаманов. А в Кызыле под названием «Тос Дээр» работает так называемая шаманская клиника, в которой шаманы лечат людей.

Перед тем как покинуть место обряда, мы привязали подаренные нам белые хадаки к шестам с разноцветными лентами и попросили у духов удачи в предстоящем путешествии.

За эту продолжительную и насыщенную поездку, а путь наш шел после Тывы в Хакасию и Монголию, мы увидели много нового и необычного, побывали в самых неожиданных местах. Но образ шаманки Олземаа до сих пор не выходит у меня из головы. Все-таки правильно, что она предсказывает людям только хорошее.

Перевал Джойган и его хранитель.

Дорожная карта

Как добраться

Лететь в Тыву лучше через Абакан – столицу Хакасии. Прямой рейс туда-обратно обойдется примерно в 25 тысяч рублей. Из Москвы это 4,5 часа полета. Из Абакана до Кызыла – 390 км по федеральной трассе М4 «Енисей». Говорят, эта дорога одна из самых живописных в России.

где остановиться

В 45 км от столицы Тывы есть этнокультурный комплекс «Айдын-Булак» («Золотой источник»). Здесь есть стандартные и «президентские» юрты. Во всех – отопление и санузел с душем, а в «президентских» юртах пол с подогревом. В центре комплекса большая юрта-ресторан национальной кухни с дорогой резной мебелью. Здесь можно искупаться и порыбачить, прокатиться на лошади и пострелять из лука, попариться в сауне.

Что посмотреть

Буддийский монастырь Устуу-Хурээ в 7 км к юго-востоку от города Чадана. От древнего храма сохранились только мощные глинобитные стены, которые возвышаются посреди степи. Верующие завязывают разноцветные хадаки на горизонтальной перекладине, в щелях стен, как в иерусалимской Стене Плача, оставляют записки с просьбами. В 2012 году рядом с руинами был возведен новый Устуу-Хурээ – копия старого храма.

Что попробовать

Манчи (вареники с бараниной), хан (колбаски из баранины), тырткан чашечный (горячее блюдо из баранины), хуужур (разновидность чебурека), согажа (запеченная говяжья печень), чореме (баранья брюшина), пова (тувинская лепешка), чай по-тувински (зеленый плиточный чай с молоком, солью и жиром).

Что привезти

В мараловодческом хозяйстве «Туран» в Пий-Хемском районе, куда приезжают туристы за оздоровлением и где принимают пантовые ванны, можно приобрести пантогематоген – кровь марала, порошок для ванн «Сила пант», бальзам с добавление пант и крови этих животных, вяленое и копченое мясо маралов.

Владимир Савельев