Два разных мира. Альпинист Адыгеи поделился своими самыми яркими впечатлениями о путешествиях по миру в этом году

TravelWeekly, 08.01.2019

Совсем недавно известный альпинист Адыгеи, покоритель 7 самых высоких вершин мира Максим Богатырев был удостоен почетного звания «Заслуженный путешественник России». В преддверии новогодних праздников он поделился своими самыми яркими впечатлениями о путешествиях по миру в этом году.По признанию Максима, он никогда дома не засиживался, всегда стремился познать мир, окружающую среду, познакомиться с новыми людьми, их традициями, укладом жизни.— Сидеть дома — не для меня. Всегда тянуло к чему-то необычному, — рассказывает Максим Богатырев.Это стремление постепенно усиливалось и становилось все более осознанным после того, как в школе он увлекся туризмом, а потом с отличием окончил факультет естествознания Адыгейского госуниверситета. Потом цепь событий, встреч с интересными людьми, один поход за другим, которые становились все сложнее и сложнее, а покоренные вершины все выше и выше. Так и сложилось, что спортивный туризм, жажда путешествий стали не просто увлечением, а профессией и, более того, образом жизни.Друзья шутят, мол, Максима Богатырева быстрее найдешь в какой-нибудь экзотической стране мира, чем в родной Адыгее. Вот и в этом году из 365 дней дома он был в общей сложности дней 100. Все остальное время проводил экспедиции по восхождению на пики Памира, Тянь-Шаня, высочайшие пики Африки, покорял джунгли Южной Африки, Южной Америки. В северной Намибии знакомился с жизнью древнего кочевого африканского племени химба. Далее путь пролегал через пограничную восточную Ботсвану, где проживают бушмены.Следующая страна Папуа — Новая Гвинея. Здесь Богатырев не побоялся добраться до диких племен папуасов-людоедов. Одним из самых загадочных путешествий, схожим с остросюжетным триллером, стала поездка в Эквадор на поиски древнего города инков.«Это было шокирующее состояние»Команда Богатырева состояла пусть и не из профессиональных, но таких же, как и он, заядлых путешественников, у которых любознательность превышает предельный порог осторожности, сносит с домашнего дивана и толкает к приключениям. Уже не останавливает риск быть обманутым аборигенами, заблудиться в джунглях, остаться без еды, денег, наконец, заболеть непонятной африканской болезнью. Впереди — только манящая жажда познания нового мира и себя в нем.— В этот раз впечатления даже трудно описать. Как холодный душ — настолько шокирующее состояние при встрече с древними африканскими племенами, даже несмотря на то, что к путешествию готовились, много читали о них. После пересечения пограничной с цивилизацией территории мы, как будто на машине времени, перенеслись на тысячелетия назад и попали в каменный век, — рассказывает Богатырев.Химба — немногочисленный народ, живущий в северной Намибии в области Кунене. От других племен их можно отличить по красному цвету кожи и необычным прическам у женщин в виде глинистых сосулек. Это они натираются красной глиной, обмазывают ею волосы, чтобы покрыть тело защитной пленкой и меньше использовать для мытья воду, которой в этих местах очень мало. Как и все африканские племена, химба живет общинно-родовым строем, однако у этого народа преобладает матриархат. Мужчины занимаются разведением овец, коз, коров, охотятся, добывают еду. Женщины в основном находятся в небольших поселениях, заботятся о детях и даже строят дома. Это хижины, обмазанные глиной и покрытые соломой. У них практически отсутствуют предметы цивилизации, они ведут натуральное хозяйство, до сих пор используют каменные орудия труда, для охоты на мелкую дичь — лук, стрелы, кремневые наконечники. С помощью трения деревянных палочек добывают огонь. Так что и нашим путешественникам было чему поучиться у химба, которые дали своеобразный мастер-класс по разжиганию костра.— И еще важный для нас урок: мы увидели, как люди непосредственны в общении, в быту, не обременены мыслями о будущем, о каких-то сложных материях, не делают особых умозаключений — в общем, живут одним днем, и даже никто не считает свои года, поэтому и не знает, сколько ему лет. Там ощущаешь совсем другой ход времени. На мой взгляд, примитивные потребности таких племен и есть основной ответ на вопрос, почему они замерли в своем развитии, — считает Богатырев.Дети солнцаИменно так называют бушменов, которые проживают по соседству с химба, в Ботсване — государстве в Южной Африке. 70% территории страны занимает пустыня Калахари. Она во многом и определила образ жизни. Бушмены — кочевники, занимаются только охотой. Трудно стало прокормить себя на одном месте — быстро перебираются на другое.Живут группами, состоящими из нескольких семей. Вождей у них нет, но у каждой группы есть свои шаманы — самые уважаемые люди племени. Им приписывается умение общаться с духами, лечить от болезней, предсказывать судьбу.— Бушмены имеют самый древний генотип на Земле, внешне отличаются от других негров, поскольку имеют более светлую кожу, монголоидные черты лица. Это удивительные маленькие люди. Рядом с ними мы чувствовали себя великанами. Рост бушменов не превышает 1,5 метра. И разговор похож на птичий щебет. Всегда приветливы и улыбаются. Возможно, поэтому их и называют детьми солнца, а может, потому что самоназвание бушменов «сан». Осталось самое приятное впечатление от общения с ними, — поясняет Максим Богатырев.Таких людей на Земле с каждым годом становится меньше. Правительство старается их приобщить к современному образу жизни, строит для аборигенов дома. Но они неохотно пользуются благами цивилизации. Не понимают, как ими пользоваться.— Они даже не знают, что делать с чайным пакетиком, но зато умело едят личинок. Мы тоже попробовали, перепутав поначалу с рисом. Кстати, они сладкие на вкус, — рассказал Богатырев.«Повезло, что нас не съели»Знакомство с экзотическими странами привело Максима Богатырева в Папуа — Новую Гвинею — островное государство в западной части Тихого океана, севернее Австралии и недалеко от экватора. Здесь проживает огромное число разных народов, говорящих на своих языках. Большая часть папуасов сохранила древний уклад жизни, который для европейцев покажется диким.— А как иначе назвать людоедство! Именно к этим племенам, которые проживают в глубине джунглей, мы и хотели попасть, чтобы убедиться в их существовании. До конца не верили в это. А после общения с нашим местным проводником о его отце-людоеде желание их увидеть превысило боязнь быть съеденными, — рассказывает Богатырев.К поселению папуасов, сохраняющих свой быт, каким он был сотни и тысячи лет тому назад, путешественники пробирались с большим трудом: три дня плыли на деревянных самодельных лодках, три дня пробирались по джунглям. Сами проводники постоянно плутали, что естественно в непроходимых джунглях. Без мачете не проберешься. Усугуб­ляла поход высокая влажность воздуха при жаре. В результате нашли поселение, которое удивило своими необычными постройками. Здесь папуасы возводят для себя дома на деревьях. Как пояснил проводник, местные жители верят в злых духов, которые ползают по земле и периодически похищают людей.— Вот им и приходится забираться на деревья. Но домами в полном смысле слова эти хижины трудно назвать. Скорее, настил с крышей из веток. И там постоянно проживает большое число людей — кто-то приходит, кто-то уходит. Нам разрешили поселиться в одном из таких домов, где никого не было, — делится Богатырев.В доме две половины: мужская и женская. В каждой половине по 3–4 кострища в виде круга, вымазанного глиной, и на нем разводят огонь. В доме практически пусто — даже для сна нет никаких подстилок из ветвей или травы. По такому же типу — дом на дереве, но уже со всеми удобствами — Максим Богатырев вместе с другом Константином Шинкевичем построили и в Адыгее.Папуасы ведут примитивный образ жизни, большая часть дня уходит на добычу еды. А живности на небольших островах становится все меньше, поэтому, как объясняют проводники, людоедство является вынужденным, постепенно переросшим в ритуал.— Благодаря нашему проводнику папуасы отнеслись к нам благосклонно, даже пригласили меня на охоту. Как оказалось, я им только мешал. Тут важен каждый шорох, каждое движение. В результате поймали только одну водяную крысу. Они также охотятся на птиц, мелкую дичь. Удивил и способ приготовления еды. Добычу они даже не разделывают, сразу на огне готовят, — рассказывает Богатырев.По его словам, многие из аборигенов никогда не видели белого человека, поэтому удивление было обоюдным.— Два разных мира. В джунглях все против белого человека. Здесь каждый день — борьба за выживание. Так же и для аборигенов в цивилизации. Просто не представляю, как папуас в мегаполисе, к примеру, дорогу сможет перейти, — говорит Максим Богатырев.В поисках древнего города инковПо легенде, он находится в Южной Америке, между Эквадором, Перу и Бразилией. Чтобы найти город, команда Богатырева прилетела в Эквадор. На границе цивилизованного мира, где начинается амазонская сельва, есть городок Баньос. Там познакомились с выходцами из России. Они помогли связаться с индейцами — шуарами, которые проживают в лесах Амазонки. Аборигены рассказали, что сегодня от древнего подземного города, в котором было собрано все золото империи инков, осталась только одна стена. Кроме обычных входов в город есть и астральный. Через него попадают только избранные. В ходе беседы шуары даже продемонстрировали путешественникам, как они входят в транс, и в этом состоянии поведали Богатыреву о тех событиях, свидетелями которых они были.— Я практик, не верю в оккультные вещи. Но тут призадумался. Уж очень правдоподобны их рассказы. Убедили и предоставленные фотографии стены города. Поэтому приняли решение искать этот загадочный город, — рассказывает Богатырев.По сведениям индейцев и по тому, что прочли в древней книге, принадлежащей одному из местных жителей, путешественники наметили маршрут. Путь к подземному городу инков оказался очень долгим. Пробирались через непроходимые леса три недели, но город так и не нашли.— Это нас не остановило, сейчас я задумываю новое путешествие по Южной Америке, — поделился планами Максим Богатырев.Источник