Борис Карафёлов: «Главная картина пишется всю жизнь»…

TravelWeekly, 15.03.2019

В Государственном музее Востока проходит интереснейшая выставка «Свет Средиземноморья».Персональная выставка известного художника Бориса Карафелова в Государственном музее Востока названа «Свет Средиземноморья». По словам автора, среди представленных 35 работ (бумага, гуашь и акрил) есть и те, которые ландшафтно относятся к Эйлатскому заливу, но в целом в культурологическом смысле все они относятся к древней  культуре Средиземноморья. Свет и воздух Средиземноморья в сериях, созданных в 2004-2008 годах после поездок по Израилю и Италии, торжественно «побеждают» географические подробности. Как утверждает Борис Карафёлов, одна из самых тяжелых задач для художника материализовать воздух в световой среде, заставить свет быть «материальным». С этой задачей мастер великолепно справился – в его работах буквально ощущаются вкус и дыхание жизни Средиземноморья, столь разного, изменчивого, и столь органично соединенного во всей своей непохожести.Ловля рыбы рядом с разрушенным еще в глубокой древности финикийским городом, приморские поселения, маленький залив, бедуинская серия, ночь в пустыне… Как сказал художник о бедуинской серии: «Это пустыня. Здесь свет отражается во всем, создавая такую густую массу, я бы не сказал воздуха, а действительно светового состояния, совершенно отличного от того, что я писал в Голландии или в Санкт-Петербурге, или еще где-то на севере. Всегда кажется, что все это очень ярко, но на самом деле здесь очень сложное взаимоотношение рефлексов, влияние цвета друг на друга. Небо отражается в земле, земля в небе. Иногда трудно понять, где верх, где низ»… Так же трудно порой понять, где в Средиземноморье проходит граница между Востоком и Западом. Для художника Бориса Карафёлова тема «Восток-Запад» это постоянный поиск равновесия, линии, соединяющей два образа мышления – рациональное и медитацию. Одно из самых первых и ярких художественных впечатлений Бориса – тысячелетний Софийский собор в Киеве, как образ Востока-Запада, созданный мастерами из Византии и местными творцами. Для Бориса Карафёлова, живущего в Израиле, Россия – это совместный проект влияния Востока и Запада, Израиль – тоже Восток-Запад. И, как утверждает сам художник, он старается, чтобы в его работах проявлялись обе тенденции. Еще и поэтому он давно сотрудничает с Государственным музеем Востока. По мнению Бориса Карафёлова, свою главную картину он еще не написал, потому что Главная Картина пишется всю жизнь. Поэтому мы еще не раз увидим мир глазами замечательного художника Бориса Карафёлова. Куратор выставки – «Свет Средиземноморья» искусствовед Алиса Лабас – единственная внучка всемирно признанного художника-классика Александра Лабаса.Текст Алла БурцеваФтото Александр ТукмаковБорис Карафёлов родился в 1946 году в Узбекистане. В 1969 году закончил Симферопольское художественное училище им. Н. С. Самокиша. Много лет преподавал живопись, рисунок и композицию в Виннице, Москве и Иерусалиме. Как художник-постановщик занимался созданием декораций и оформлением спектаклей. Наиболее известные его постановки прошли в театре на Таганке (Москва), в Новочеркасском театре им. Комиссаржевской, в Мерлин-театре (Будапешт). В 1990 году художник с семьей переехал жить в Израиль, где в 1992 году стал лауреатом художественной премии «Иш Шалом» (Иерусалим). Борис Карафёлов член Международной художественной ассоциации при ЮНЕСКО. Его работы представлены во многих музеях мира: в ГМИИ им. Пушкина (Москва), Государственном музее в Братиславе, Государственном Музее Востока (Москва), в Raab Gallery (Лондон, Берлин), Urban Gallery (Париж, Ницца), в Gusfield-Glimmer Gallery (Чикаго). Многие работы Карафёлова находятся в частных коллекциях в Бельгии, Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Израиле, России, Турции, Испании и США.  В настоящее время художник живет и работает в Иерусалиме, участвует в различных международных художественных выставках. Борис Карафёлов является соавтором книг Дины Рубиной «Холодная весна в Провансе» и «Окна».