Музей истории Полярных конвоев откроют в Петербурге в 2020 году

TravelWeekly, 09.05.2019

Музей истории Полярных конвоев 1941-1945 годов, который объединит выставочное пространство, кинотеатр и цифровую видеотеку, откроется в Санкт-Петербурге в 2020 году. Об этом сообщил в среду директор фонда сохранения исторической памяти “Международный центр Полярных конвоев” Владимир Соломонов, уточнив, что открытие музея будет приурочено к 79-й годовщине прибытия из Исландии в Архангельск первого союзного конвоя “Дервиш”.Полярные конвои приходили из Великобритании через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск, поставляя в порты Советского Союза танки, самолеты, боеприпасы, продовольствие, одежду, обувь и каучук.”Планируем открыть первую очередь музея истории Полярных конвоев 31 августа 2020 года, в здании Колледжа Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (ГУМРФ) на Большом Смоленском проспекте. Площадь выставочного пространства составит 600 кв. метров, требуемый объем инвестиций – 50 млн рублей”, – рассказал собеседник агентства.Фонд ведет переговоры с Минобороны РФ о предоставлении музею техники, применявшейся для обороны Полярных конвоев. “При помощи Минобороны РФ в будущем планируем включить в экспозицию танк, артиллерийское орудие и самолет”, – отметил Соломонов. Также фонд ведет переговоры с компаниями “Газпром нефть” и “Морской Фасад” для привлечения средств в реализацию проекта. Как уточнил глава организации, “Газпром нефть” рассматривает возможность предоставления инвестиций на три года для дальнейшего развития музея.С помощью благотворителей уже собрано более 1,5 млн рублей. Потомки участников Полярных конвоев передают в коллекцию музея реликвии, связанные с историческими событиями, собрано более 500 экспонатов. В конце 2017 года Виктор Патрушев, сын участника Полярных конвоев Платона Патрушева, вручил музею фотографию эскадренного миноносца “Деятельный”, на котором воевал Платон Патрушев, подарочный набор, сделанный из различных гильз миноносца и фляжку 1940 года.В одном из помещений музея планируется открыть четырехмерный кинотеатр, где посетители смогут представить себя капитаном корабля Полярного конвоя. Выставочное пространство будет содержать видеотеку с документальными записями бесед с участниками Полярных конвоев и процесса создания самого музея. Данные обо всех участниках Полярных конвоев будут храниться в специальной картотеке Фонда. Именно перед зданием Колледжа ГУМРФ на Большом Смоленском проспекте в августе 2014 года открыли монумент “Памяти моряков Полярных конвоев 1941-1945 годов”, церемонию также приурочили к 73-й годовщине прибытия первого союзного конвоя “Дервиш” в Россию.В среду началась акция “Бессмертный Полярный конвой”, призванная объединить потомков ветеранов Полярного конвоя со всего мира в проведении памятных мероприятий. Проект организован Санкт-Петербургской региональной общественной организацией “Полярный конвой”.В этом году к проекту присоединились два гостя из Великобритании, их родственники Уильям Росс и Говард Стрэнгвейс участвовали в Полярных конвоях 1941-1945 годов. Серия мероприятий начнется в среду вечером с возложения цветов у памятника морякам Полярных конвоев, в четверг, 9 мая, участники акции присоединятся к колонне “Бессмертного полка” в Санкт-Петербурге.”Акция в этом году в первую очередь направлена на объединение молодых потомков участников Полярных конвоев ради сохранения исторической памяти”, – сказала журналистам руководитель проекта “Бессмертный Полярный конвой” Елена Платонова в петербургском пресс-центре ТАСС.По мнению председателя комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Александра Анпилогова, такие проекты противодействуют искажению исторических фактов, которые периодически предпринимаются в политических целях. “Инициатива позволяют сохранить память о героических участниках Полярных конвоев в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, наблюдаются попытки переписывания истории, что представляет опасность для всего общества. Наша задача заключается в недопущении таких искажений”, – сказал он.Приход в Архангельск первого союзного конвоя “Дервиш” 31 мая 1941 года в составе семи судов остался незамеченным для военно-морских сил Германии. Противник не предполагал возможности масштабных поставок союзников в Заполярье.В середине января 1942 года природные катаклизмы стали основным препятствием в доставке грузов в Советский Союз. Тогда прекратилась навигация в Белом море из-за ледостава.”К тому времени с начала войны Архангельск принял 52 судна, которые доставили 699 самолетов, 466 танков, 330 танкеток и много других грузов”, – отметил контр-адмирал запаса, заведующий кафедрой “История войн и военного искусства” ВУНЦ ВМФ “Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова” Алексей Конеев в докладе “Полярные конвои – как яркий пример сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в достижении нашей общей победы”.С августа 1941 года по май 1945 года от стран антигитлеровской коалиции в СССР и обратно проследовало 78 конвоев, 1507 транспортов и танкеров (128 были потоплены или повреждены). На них в Мурманск и Архангельск, было доставлено более 22 тыс. самолетов, свыше 13 тыс. танков, 13 тыс. орудий, 639 малых кораблей и другие важные грузы, в том числе продовольствие на сумму более $2 млрд, что обеспечило около 12% потребностей фронта и тыла.Из трех маршрутов союзных конвоев – Арктического, Тихоокеанского и Трансиранского – первый считался наиболее опасным, хотя и самым коротким. Он обеспечил более 90% поставок по ленд-лизу, однако до 15% грузов, отправленных этим маршрутом, затонуло из-за гибели кораблей./ТАСС/

Источник

Материалы по теме