Выставка Сары Кульманн «Машина наслаждения»

TravelWeekly, 27.05.2019

Московский музей современного искусства и Музей Вадима Сидура представляют персональную выставку Сары Кульманн «Машина наслаждения»Проект является результатом осмысления художницей глобальных процессов, таких как мировой экономический рынок, ускоряющееся развитие технологий, изменения социальных отношений, через призму научно-фантастической литературы. Экспозицию составляют четыре элемента, каждый из которых следует рассматривать как самостоятельное законченное высказывание автора, вдохновленное фантастикой: в двух залах зритель увидит и абстрактный металлический объект, и 3D-принт, и скульптуру, и настенную пространственную графику.Отправной точкой для проекта стал рассказ американского писателя-фантаста Роберта Шекли «Необходимая вещь». По сюжету, герои используют машину, которая производит любую вещь, но как окажется позже, только в одной конфигурации. История Шекли, впрочем как и все истории из мира научной фантастики, задают общий художественный тон четырем элементам выставки Кульманн. «Верникулярная» (естественная) визуальная культура научной фантастики тесно связана с языком поп-культуры, комиксов, 3D-графики, а еще с массовым производством игрушек и сувенирной продукции по мотивам такого рода литературы. Объекты Кульманн в контексте научной фантастики становятся ее семантическими образами и поэтому созданы по принципам ее же верникулярной культуры.Так, фигуративные скульптуры травмированных космонавтов по эстетике напоминают коллекционных фигурок, но несут в себе другую смысловую нагрузку — Кульманн видит в этом аллегорию «производственной травмы», подчинительных отношений между человеком и машиной. А в настенной графике, где художница использует и приемы карикатуры, и формальные элементы технических схем, и персонажей комиксов, можно найти гадкого койота из вселенной Looney Tunes. Существуют сведения о том, что койот считается главным героем-трикстером в космогонической мифологии коренных американцев: в частности, он безуспешно пытался подчинить себе космический мир, играя со звездами и катаясь на кометах.Название проекта, «Машина наслаждения», не только отсылка к Шекли, и не только вечная аллегория взаимоотношений человека и техники, но и формулировка одного из наблюдений Кульманн — «вся история прогресса посвящена постройке машине наслаждений», то есть одной большой утопической идее. Чем изощреннее запрос человека, тем сложнее наладить механизмы работы машины и подстроить ее под себя: в процесс начинают вмешиваться деньги, политика, человеческий фактор, чужие интересы, внешние безподкотрольные обстоятельства. И к каким результатам приведет эта гонка, как она скажется на жизни человечества и всей планеты, кажется, вряд ли вообще когда-либо будет понятно. Во всяком случае, художница никаких прогнозов и выводов не дает.О художнике:Сара Кульманн (1981, г. Кировск).Сфера интересов художницы — чувственность объектного мира и трансформация социокультурных стереотипов под влиянием экономики и спекулятивных понятий прогресса и технологий. Участница выставочных проектов, среди которых «Рождение Ассета» (Агентство сингулярных исследований , 2018), «IAM» (Музей современного искусства «Гараж», 2018), «CITIZENSFIVE» (Art Athina, 2017), «Опыты нечеловеческого гостеприимства» (МMОМА, 2017), «First Person» (Амстердам, 2017), «C.A.R.R.I.E» (КХУ им. Н.И. Фешина. Казань. 2017), «Расширение пространства» (ГЭС-2, 2015) и другие.C 2019 года — резидент Национальной академии изобразительного искусства, Амстердам.О МУЗЕЕ ВАДИМА СИДУРАМузей Вадима Сидура — крупнейшее собрание работ скульптора-авангардиста, графика и поэта и одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства Вадима Сидура. С 1989 года помещение на Новогиреевской улице 37а получило официальный музейный статус. С 2018 года Музей Вадима Сидура является площадкой Московского музея современного искусства. Помимо постоянной экспозиции, музей предлагает публике насыщенную культурную программу, в которую входят выставки современных художников, концерты и показы, а также образовательная и экскурсионная программы. Все проекты, проходящие в музее, органично существуют рядом с работами и идеями Сидура, способствуя дальнейшему развитию независимого искусства и новых форм художественного языка.Источник