Фестиваль камерной музыки Vivarte

TravelWeekly, 29.05.2019

С 26 мая по 6 июня в Третьяковской галерее пройдет IV Международный фестиваль камерной музыки VIVARTEIV Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE по уже сложившейся традиции пройдет в зале Врубеля Третьяковской галереи. Каждый год фестиваль создает особую художественно-музыкальную атмосферу. Концепция проекта неизменно рождается в творческом диалоге культурно-благотворительного фонда «U-ART: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых, заслуженного артиста России виолончелиста Бориса Андрианова и специалистов Третьяковской галереи.В этом году фестиваль посвящен выставке Эдварда Мунка, которая проходит в музее с середины апреля до середины июля, и русско-скандинавским связям конца XIX — начала XX века в изобразительном искусстве, музыке и литературе. В концертах VIVARTE-2019 принимают участие известные норвежские и датские музыканты, которые редко выступают на российской академической сцене.Проведение концертов в окружении произведений Михаила Врубеля на этот раз особенно удачно. Врубель является, пожалуй, самым ярким среди русских художников выразителем идеи гезамкунстверка — совершенного произведения, объединяющего разные сферы искусства, — которая царила на рубеже веков в философии символизма и стиле модерн. Врубель и Мунк — художники одного поколения, со схожим трагическим мироощущением, «говорящие» на новом, непонятном их современникам «языке». Для устроителей фестиваля также было интересно проследить очевидную или неочевидную общность скандинавской и русской живописной и музыкальной традиций. Такой цели способствует программа фестиваля, в рамках которой каждый из шести концертов будет сопровождаться показом картины одного из русских художников этого времени и рассказом специалистов Третьяковской галереи об ее художественных особенностях. Все произведения были специально отобраны для того, чтобы продемонстрировать те или иные качества, родственные творчеству Мунка и скандинавской живописной традиции в целом. В то же время каждое полотно созвучно музыкальной теме вечера.Знакомство русского зрителя с «северным» искусством впервые состоялось в 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, где были показаны работы финских художников. Через год Сергей Дягилев тщательно отобрал и привез в Санкт-Петербург на «Скандинавскую выставку» около трехсот лучших, как он считал, произведений 74 авторов. Среди экспонируемых работ был автопортрет Эдварда Мунка. Еще через год состоялась совместная выставка русских и финских художников, обнаружившая совпадение их творческих устремлений. Причинами этого сходства были и близость политических и духовных процессов в северных странах, и сходные климат и природный ландшафт.В день открытия фестиваля 26 мая прозвучат произведения норвежских композиторов — Эдварда Грига и его последователя Арнльота Хельдоса — и «венгерского Брамса» Эрнё Донаньи в исполнении российских и норвежских музыкантов. Одновременно будет показан пейзаж «Лунная ночь. Большая дорога» (1897–1898) Исаака Левитана. Тревожное ощущение, переданное живописным ноктюрном, созвучно не только скандинавской музыке, но и общему эмоциональному строю произведений Эдварда Мунка. Мотивы белых ночей, таинственность атмосферы и элегичный лад были свойственны эстетике северного модерна и символизма.Второй концерт, который состоится 27 мая, напротив, будет посвящен мажорным произведениям русских композиторов Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича и основоположника современной датской композиторской школы Карла Нильсена. Впервые в Москве по приглашению VIVARTE выступит датский духовой Квинтет имени Карла Нильсена. Жизнеутверждающему характеру музыки будет вторить эскиз к картине Филиппа Малявина «Вихрь» (1905). Художественное сопоставление работ Малявина и Мунка строится на общей для них экзистенциальной метафоре «жизни как танца». Правда, у русского художника это стихийный бесконечный хоровод, а у норвежского — вальс с чередой пар и сменяющих друг друга партнеров. Сходной кажется и цветовая гамма их произведений: так, оба мастера воспринимали красный цвет как цвет страсти.28 мая Дмитрий Синьковский и его ансамбль La Voce Strumentale при участии норвежской гамбистки Хенрикке Рюннинг, впервые выступающей в России, исполнят музыку барокко. Произведения Иоганна Себастьяна Баха и Иоганна Пфайффера войдут в резонанс с темой страстей, осмысляемых как страдание. У Эдварда Мунка подобное понимание жизни породило новый художественный язык, который позже назвали экспрессионизмом. Разные интерпретации классического «страстного» сюжета можно увидеть на полотнах «Несение Креста» (1924) Михаила Нестерова и «Голгофа» (1900) Мунка, отсылающих зрителя к новым смыслам.Четвертый музыкальный вечер — 30 мая — назван сольным «портретом» российско-британской пианистки Екатерины Апекишевой, в исполнении которой прозвучат произведения Франца Шуберта, Йозефа Гайдна, Леоша Яначека, Сергея Рахманинова и цикл Сергея Прокофьева «Мимолетности». Во время концерт будет показан «Портрет Надежды Юрьевны Станюкович» (1903) кисти Виктора Борисова-Мусатова. Надежда Станюкович была другом и музой художника, и умерла в психиатрической больнице у него на руках. Ее судьба созвучна трагическим событиям в семье Мунка; ранний уход матери и старшей сестры Софи, длительная нервная болезнь другой сестры — Лауры, породили страхи и переживания художника и определили основные темы его картин. Кроме того, данное произведение отсылает зрителя к творчеству Мунка, для которого сходство с портретируемым заключалось в передаче своего видения и ощущения модели. Эти же нюансы важны и для русского художника-символиста.31 мая прозвучат произведения великого норвежца Эдварда Грига, а также советских классиков Дмитрия Шостаковича и Рейнгольда Глиэра в исполнении Юлиана Рахлина, Сары Макелрави, Бориса Андрианова, Итамара Голана и британско-норвежского скрипача-виртуоза Чарли Сиема, играющего на инструменте «дель Джезу» работы Джузеппе Гварнери. Живописным фоном вечера станет картина «Любители бури» (1908) «голуборозовца» Петра Уткина. Смятение, противоречивое состояние восторга и меланхолии, выраженные своеобразным расположением фигур в пейзаже, колористическим строем, сложным ритмом мазков и линий, да и самим названием, близки скандинавскому живописцу.Программа концерта 1 июня составлена из выдающихся фортепианных квартетов, созданных Вольфгангом Амадеем Моцартом, Антонином Дворжаком и Иоганнесом Брамсом. Исполнит их международная команда «корифеев» VIVARTE: скрипач Юлиан Рахлин, альтистка Сара Макелрави, виолончелист Борис Андрианов и пианист Итамар Голан. Сложная и разнообразная картина существования человеческого духа — от бурных порывов до разочарования, от стойкости и радости преодоления до полной апатии, от пылкости до мягкости — предстанет перед слушателем. Зрительный ряд будет дополнен эскизом русского художника, «предтечи экспрессионизма» Николая Ге «Христос и Никодим» (1889) — финальным аккордом скандинавско-русских музыкально-художественных параллелей.2 июня в рамках «Музыкального променада», по традиции завершающего фестиваль, пройдут открытые концерты на площадках трех внутренних дворов: Инженерного корпуса Третьяковской галереи, Дома С.В. Рахманинова и Башмет-центра. Участники музыкальных программ — ансамбль «Русский Ренессанс», Российский квартет саксофонистов и сборный состав во главе с гитаристом Дмитрием Илларионовым, автором проекта «Сати-видения / Satie’s-fiction». Одной из важнейших составляющих проекта, основанного на новых прочтениях музыки эксцентричного французского композитора рубежа XIX–XX века Эрика Сати, является видеопроекция одного из самых интересных представителей современного видеоарта, художника и музыканта Алексея Чоя.Вход на все концерты променада, кроме программы «Сати-видения / Satie’s-fiction», — свободный.Билеты на фестиваль дают право на бесплатное посещение основной экспозиции Третьяковской галереи. Билеты на открытие и закрытие включают также посещение выставки «Эдвард Мунк» с 18:00 в день концерта.Специально для тех, кто не сможет присутствовать на концертах, организованы онлайн-трансляции на сайте Культура.рф и в социальных сетях, что позволяет фестивалю значительно увеличить аудиторию и выйти далеко за пределы камерного зала.Источник