Джефф Гир: «Это была забытая история, и я хотел её рассказать»

TravelWeekly, 18.06.2019

В 2020 году при поддержке РГО состоится кругосветный перелёт по легендарной авиатрассе Алсиб  Так называлась воздушная трасса между Аляской и Сибирью в годы Великой Отечественной войны. По этому маршруту доставляли военные самолёты по договору ленд-лиза. Проект приурочен к 75-летию окончания войны. Инициатор этого исторического перелёта, президент и председатель общественной организации BRAVO 369 Flight Foundation Джефф Гир рассказал о важности этого проекта и о том, чему он может научить американцев и весь мир.– Джефф, расскажите подробней о проекте Алсиб 2020.– Мы хотим воссоздать воздушный мост между Аляской и Сибирью. Эта трасса появилась в годы Второй мировой войны. По ней перегоняли американскую военную авиационную технику в Советский Союз. Об этом историческом событии сейчас знают немногие. А между тем наши страны когда-то были союзниками. Как раз к этому факту мы хотим привлечь внимание и рассказать о том, как США сотрудничали с СССР. И конечно, мы хотим почтить память ветеранов войны.– Как вообще появилась идея проекта?– Всё началось 13 лет назад. Я в то время занимался авиацией. Однажды на одну из встреч, организованных пилотами, пришёл представитель из ассоциации Alaska Airmen Assosiation. Он искал пилотов для полёта из Аляски на Дальний Восток России. Тут стоит вспомнить один исторический факт: именно Alaska Airlines совершила так называемый Рейс дружбы в посёлок Провидения в 1988 году. Это было важное событие, открывшее воздушные границы между Советским Союзом и США, а также культурный обмен между этими странами.Я понимал, что это уникальная возможность, и решил придать проекту значимости. Так я стал изучать историю авиации между Россией и США и узнал об истории ленд-лиза. Скажу честно, я тогда впервые услышал об этой программе. На тот момент мне было 47 лет, я много лет работал в авиации, всегда интересовался историей. Мой отец и дядя служили на флоте во время Второй мировой войны. Но к своему удивлению, я впервые тогда узнал о том, что наша страна переправила в Советский Союз около 8000 военных самолётов по авиатрассе Алсиб с 1942 по 1945 год. Скажу больше – многие офицеры, высокопоставленные чиновники и военные, с которыми я общался в США, либо никогда не слышали о ленд-лизе, либо знали об этом совсем мало. Это была своего рода забытая история. И я хотел её рассказать. Для этих целей я основал общественную организация BRAVO 369 Flight Foundation в 2008 году. Мы никогда не думали, что наша идея превратится в международный проект и будет иметь такую дипломатическую поддержку.– Зачем был создан договор о ленд-лизе? – США на тот момент ещё не участвовали в войне. Но когда немцы вторглись на территорию СССР, это стало большой угрозой для нашей страны. Всё-таки между Аляской и Чукоткой порядка 90 км. Президент Рузвельт предложил закон о ленд-лизе в 1941 году. Он объяснял принцип ленд-лиза так: если у твоего соседа загорелся дом, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом. После тушения пожара сосед вернёт шланг. А если шланг сломается, отдаст за него деньги, когда будет такая возможность. Согласно ленд-лизу Америка предоставляла своим союзникам военную технику. В ответ мы рассчитывали вернуть технику или получить сумму в размере 10,9 млрд. долларов, предоставленную в качестве помощи. Была ли компенсация со стороны Советского Союза – этого никто точно не знает. Но я считаю, что, если я помогаю соседу, у которого случился пожар, я не жду от него ничего в ответ. Я просто хочу и дальше поддерживать с ним дружеские отношения.– Почему вас так тронула эта история?– Я загорелся идеей воссоздать исторический перелёт и снять документальный фильм о ленд-лизе, трассе Аляска – Сибирь и её героях. Я хочу, чтобы как можно больше людей услышали об этой странице истории.Знаете, меня поразил ещё вот какой факт, о котором я тоже хочу рассказать. Для поставки техники в Советский Союз мы построили Аляскинскую трассу огромную магистраль через Канаду и Аляску. Она была необходима для поддержки военных аэродромов. Только представьте, что её протяженность составляет больше 2500 километров! По сложности работ это сопоставимо со строительством Панамского канала.– Как долго вы готовились к этому проекту?– Вообще, это не первый перелёт дружбы. В 2015 году вместе с российским партнёром компанией Русавиа мы воссоздали воздушный маршрут Алсиб протяжённостью более 9,5 тыс. километров. Он стартовал в городе Грейт-Фолс, что в штате Монтана. Именно здесь начиналась трасса Алсиб. Затем маршрут проходил через Канаду и Аляску и закончился в Красноярске. К слову, этот город был ключевым на трассе во время Великой Отечественной войны. Это был крайний аэродром и центр передачи самолётов от перегонщиков фронтовикам. Поэтому завершить перелёт в Красноярске было очень символично.Однако из-за геополитической ситуации мы не получили разрешение на выполнение рейсов на территории России в 2015 году. Поэтому маршрут между Фэрбанксом в Аляске и Красноярском выполнили российские коллеги без нашего участия. Я был командиром воздушного судна Т-6 Texan и хотел пройти весь маршрут до конца, но пришлось остаться на Аляске.Я тогда практически сдался и решил завязать с этим проектом из-за всех бюрократических сложностей. Но история ленд-лиза и взаимопомощи между Советским Союзом и США была настолько важной, что я решил всё-таки довести дело до конца. И теперь мы планируем повторить перелёт дружбы в следующем году, в честь 75-летия окончания Второй мировой войны.– Сколько будет длиться перелёт?– В предыдущий раз мы преодолели путь от Грейт-Фолс до Красногярска за 18 дней. В 2020 году мы обозначили период с июня по август, учитывая непредвиденные ситуации, от которых никто не застрахован. Например, плохие погодные условия. В прошлый раз мы столкнулись с сильными лесными пожарами на Аляске – из-за дыма видимость была сильно ограничена.Всего на маршруте Алсиб будет около 25 остановок. А после завершения российского участка мы хотим продолжить перелёт по территории Европы, где конечной остановкой станет Великобритания. Затем самолёты пересекут Атлантический океан и вернутся в точку начала этого кругосветного маршрута. Это предварительный план, он зависит от финансирования проекта– Расскажите подробнее о фильме, который вы планируете снять.– Мы хотим задокументировать истории местных жителей и очевидцев, которые связаны с пилотами-перегонщиками. Может, ещё есть люди, которые помнят о тех героических лётчиках, которые доставляли самолёты через воздушное пространство России в Красноярск. Во время предыдущего перелёта люди сами нас находили – новость о том, что в их город прилетают военные самолёты времён Второй мировой войны, быстро разлеталась по округе. Помню одну историю, которая сильно меня поразила. Её рассказала жительница из Красноярска. Она работала оператором во время поставок самолётов по договору ленд-лиза. От неё я узнал о том, что некоторые лётчики просили отправить их на войну вместо того, чтобы перегонять самолёты над Сибирью – настолько это было опасно.– Вы получили поддержку от РГО. Что для вас значит это сотрудничество? – Мы чрезвычайно этому рады. Уверен, что это партнёрство поможет осуществить наш проект. Зная, кто входит в Попечительский Совет РГО, считаю, что без поддержки организации у нас вряд ли получится совершить кругосветный перелёт дружбы. А ведь он поможет укрепить дружеские отношения между нашими странами. Этот проект особенно важен сейчас, когда между США и Россией существуют разногласия. Мне кажется, что Алсиб 2020 – это отличная возможность вспомнить нашу общую историю и показать всему миру, что наши страны могут и дальше сотрудничать.Следить за проектом можно на сайте: alsib2020.comИсточник