Круизный турпоток по рекам России может вырасти до миллиона туристов в год

TravelWeekly, 08.07.2019

После состоявшегося 2 июля в Завидово форума Реки России, круизные туроператоры и другие эксперты рынка уверены, что индустрию речного туризма в ближайшее время ждут основательные изменения. Но какие именно?Напомним, что форум с 2016 года получил статус национального и является одной из главных площадок для выработки предложений по развитию круизного и водного туризма в Российской Федерации.В этом году Национальный туристский форум Реки России, который проводится с 2013 года, состоялся в Завидово. Мероприятие вышло на новый уровень: в его работе непосредственное участие приняли представители регуляторов отрасли — вице-премьер Ольга Голодец и глава Ростуризма Зарина Догузова. Участвовали в работе форума представители руководства регионов России, крупных туроператоров — членов АТОР. Пожалуй, наиболее важное, что вынесли из участия в форуме лидеры круизной отрасли — то, что к их проблемам впервые обратились на самом высоком уровне. По общему мнению, есть надежда на то, что именно серьезные инвестиции в круизную отрасль и инфраструктуру речного туризма в России, о которых говорилось в Завидово, станут поворотной точкой для восстановления и роста внутреннего круизного туризма.Хочу отметить, что между властью и бизнесом идет активный и предметный диалог вплоть до обсуждения стратегий и финансово-экономических моделей развития компаний речного туризма, — отмечает Ришат Багаутдинов, генеральный директор круизного туроператора ВодоходЪ. Радует, что круизный туризм стал рассматриваться как важный сегмент экономики. Хочу отметить, что между властью и бизнесом идет активный и предметный диалог вплоть до обсуждения стратегий и финансово-экономических моделей развития компаний речного туризма, — отмечает Ришат Багаутдинов, генеральный директор круизного туроператора ВодоходЪ. На форуме участники круизной индустрии смогли напрямую поговорить с представителями регулятора, рассказать о самых важных болевых точках отрасли, познакомиться и оценить положительные примеры того, как регионы привлекают речных туристов к себе.ОБНОВЛЕНИЕ ФЛОТАГлавное, чего сегодня ждут представители круизной отрасли от властей — это дальнейшего развития уже существующих инструментов стимулирования строительства нового флота (включая лизинг), а также устранения инфраструктурных ограничений на внутренних водных путях.Для нас главный результат — это железо. Когда будут массово строиться новые теплоходы, тогда можно будет сказать, что отрасль развивается, — уверен г-н Багаутдинов из Водохода.Эксперты круизных компаний настаивают, что для обновления флота необходимо активизировать меры господдержки уже сейчас — в первую очередь, субсидирование процентных ставок по кредитам для компаний, строящих новые круизные теплоходы.Россия — единственная страна Европы, чей речной флот сократился за последние 10 лет. По данным Российской палаты судоходства, в нашей стране зарегистрировано более 120 круизных теплоходов, из них эксплуатируется около 100 судов. Средний возраст флота — 40 лет, 50 теплоходов имеют возраст старше 60 лет, остальные — от 30 до 45 лет. В Европе речной круизный флот насчитывает 346 судов и является самым большим в мире, в 2019 году запланировано строительство 19 судов, — рассказывает Сергей Корнеев, заместитель руководителя Ростуризма.Круизной отрасли сейчас нужно финансирование в объеме 10-15 млрд рублей для постройки на российских судостроительных заводах целой серии круизных судов для российских лизинговых компаний (Машпромлизинг и ГТЛК) с последующей передачей в операционный лизинг круизным судоходным компаниям по ставке не более 2,5% годовых. По его мнению, наиболее правильным в сложившейся ситуации представляется решение увеличить объем финансирования программы льготного лизинга пассажирских судов Минпромторга до 10 млрд рублей ежегодно с продлением срока до 25 лет, повысить с 15% до 30% от стоимости судна сумму утилизационного гранта, увеличить объем финансирования данной бюджетной строки. В итоге, отрасли сейчас нужно финансирование в объеме 10-15 млрд рублей для постройки на российских судостроительных заводах целой серии круизных судов для российских лизинговых компаний (Машпромлизинг и ГТЛК) с последующей передачей в операционный лизинг круизным судоходным компаниям по ставке не более 2,5% годовых. По факту, старт, внушающий надежды, уже есть: в стране запущен процесс строительства нового речного круизного флота, — подчеркивает г-н Корнеев, отмечая, что это настоящий прорыв, ведь подобное происходит впервые в новейшей истории России. По его словам, создание новых теплоходов стало возможным благодаря тесному сотрудничеству государства и судоходных компаний.Напомним, что сейчас завершается строительство теплоходов проекта PV300 Петр Великий для туроператора Мостурфлот и Мустай Карим для Водохода, которые станут первыми российскими круизными судами, построенными с нуля. Также заложены два современных колесных дизель-электрохода проекта Золотое кольцо для нижегородского круизного оператора Гамма. Суда смогут работать на предельном мелководье до 1,2 м и предназначаются для круизов не только в европейской части страны, но также в Сибири и на Дальнем Востоке.ВОЛЖСКОЕ МОРЕ КАК ПРИМЕР ДЛЯ РЕГИОНОВФорум показал интерес регионов к речному туризму, — отметил Сергей Корнеев из Ростуризма, подчеркнув, что среди участников были представители практически всех уголков России, и все они говорили об изменении инфраструктуры и привлечении речных туристов.По его мнению, на данный момент круизные однодневные туристы могут стать лучшим решением для развития тех городов России, в которых пока еще не создана своя хорошая гостиничная база. Уже сейчас речные туристы составляют значительную долю турпотока в малых исторических городах России, а их траты во время стоянок там, по словам Сергея Корнеева, могут доходить до 7 тыс. рублей в день.Здесь, говорит г-н Корнеев, важен комплексный подход. Ярким примером эффективного комплексного развития территории в сфере круизного туризма, по его словам, может служить глобальный проект Волжское море. Это кластер круизного туризма и отдыха, включающий шесть подпроектов: Завидово Парк, Кимры, Калязин, Весьегонск, Конаково и Волжские прогулки.На этом месте появится абсолютно новая точка туристического интереса — на самом популярной речной круизной линии: Москва — Золотое Кольцо — Санкт-Петербург. Проект — пример комплексного развития территории от чистого поля до многофункционального туристского кластер: курорт, марина для яхт, пляжи, новые экскурсионные маршруты, спорт и т.д. и т.п. И все это — и для россиян, и для иностранцев, — говорит г-н Корнеев.Как отметила Светлана Гончарова из круизной компании Мостурфлот, стоянка в Завидово будет интересна не только для круизных туристов, но и для корпоративных клиентов из Москвы, потому что Завидово находится недалеко от столицы и имеет очень хорошую площадку и инфраструктуру для проведения корпоративных мероприятий.Сейчас уже реализован проект Завидово Парк, а в ближайшее время в рамках этого проекта будут проведены работы по обустройству близлежащих территорий Тверской области. Так, в Кимрах ожидается реконструкция причала, в Калязине — строительство дорог к основным туристическим локациям, в Весьегонске обновится туристическая инфраструктура, а в Твери возведут пешеходный мост через реку Тьмаку.Комплекс в Завидово, который рассматривается как курорт и часть круизного транспортно-пересадочного узла, по планам должен стать полноценной стоянкой для круизных теплоходов, где можно будет принимать более 5 тыс. человек одновременно.Как отметила Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизной компании Мостурфлот, эта стоянка будет интересна не только для круизных туристов, но и для корпоративных клиентов из Москвы, потому что Завидово находится недалеко от столицы и имеет очень хорошую площадку и инфраструктуру для проведения корпоративных мероприятий.Завидово как пилотный проект должен стать примером для всех остальных регионов, которые планируют развивать у себя водный туризм, — уверен замглавы Ростуризма гн Корнеев. Он подчеркивает, что уже сейчас многие из регионов готовы представить в ведомство подобные интересные предложения.ТОПЛИВО, ВИЗЫ И ИНФРАСТРУКТУРАВажной проблемой для отрасли речных круизов в России в течение уже 50 лет является разделение реки Волги на 2 части выше по течению Нижнего Новгорода в связи с ненаполнением Чебоксарского водохранилища на запланированную при проектировании отметку. В годы, когда воды мало, большинство круизных теплоходов имеют ограничения по прохождению Городецкого гидроузла, а в 2014 и 2015 годах вообще не могли пройти этот участок, и рейсы пришлось отменять и пересаживать туристов на другие теплоходы, перевозя 50 км на автобусах. Такая же ситуация складывается и в 2019 году.Для решения проблемы, по мнению всех участников отрасли, необходимо просто выполнить поручение президента по итогам Президиума Госсовета от 15.08.2016 о проектировании и строительстве Нижегородского низконапорного гидроузла.На форуме неоднократно говорилось о падении рентабельности круизного бизнеса. Это очень серьезная проблема, связанная во многом и с резкой сезонностью. Весь сезон навигации — 5 месяцев в году, при этом два из них (май и сентябрь) все компании вынуждены продавать путевки с большими скидками, причем как на внутреннем, так и на въездном рынке, — отмечает Сергей Корнеев из Ростуризма.Низкая рентабельность — очень серьезная проблема, связанная во многом и с резкой сезонностью. Весь сезон навигации — 5 месяцев в году, при этом два из них (май и сентябрь) все компании вынуждены продавать путевки с большими скидками, причем как на внутреннем, так и на въездном рынке, — отмечает Сергей Корнеев из Ростуризма.В падении рентабельности играет большую роль и неуклонный рост стоимости дизельного топлива и судового маловязкого (СМТ), на котором в основном работают теплоходы. По данным экспертов, за 10 лет стоимость топлива для теплоходов повысилась в три раза: с 15 тысяч рублей за тонну до 45-50 тысяч в этом году. Только за прошлый год рост составил на оптовом рынке 35%. При этом рост идет во многом за счет увеличения акцизов, идущих на строительство автодорог, а система водных путей недофинансируется.Эксперты отмечают, что во многих странах Европы и Азии судоходным компаниям, работающим на внутренних водных путях, часть стоимости дизельного топлива субсидируется, причем в значительных размерах до 50% цены. Решением здесь могли бы стать правительственные меры по возврату акциза с дизельного топлива судоходным компаниям, эксплуатирующим теплоходы на реках России. Еще один вопрос, решения которого ждет круизный бизнес — визовый. Конечно, было бы очень хорошо отменить визы для туристов, прибывающих для путешествий в речном круизе на срок до 15 дней. Это сразу же дало бы приток туристов из стран Европы и США — основной рынок для этого сегмента туризма, — замечает Сергей Корнеев из Ростуризма. В этом с ним согласны и другие представители отрасли.ПОДДЕРЖАТЬ ИНФОРМАЦИОННОПосле прошедшего форума в Завидово представители круизного рынка России рассчитывают, что круизам, как инструменту продвижения России на внутреннем и внешнем рынке, будет уделено больше внимания именно в плане маркетинга и информационной поддержки. Эксперты связывают это с инициативами по перезапуску продвижения российских турпродуктов, о необходимости которого говорила на форуме глава Ростуризма Зарина Догузова.В данный момент круизную отрасль беспокоит недостаток информационной поддержки: по мнению туроператоров, СМИ почти не рассказывают об отрасли в положительном ключе, концентрируясь в основном на вырванных из общего контекста горячих негативных моментах. В то же время, по словам экспертов рынка, очень многие потенциальные туристы в России по-прежнему не знают о том, как сильно изменился круизный бизнес за последние годы, какое количество и какие речные маршруты сейчас предлагаются туристам.На форуме было заявлено, что точкой входа в процесс выстраивания всех взаимоотношений с регионами будет Ростуризм, — говорит Светлана Гончарова. Тогда он должен быть и точкой выхода из сложившихся проблем, — уверена она.Поднимался на форуме и вопрос об отсутствии единой площадки для продвижения регионов с качественным информационным контентом.Как рассказала Вестнику АТОР г-жа Гончарова из Мостурфлота, сегодня туроператоры вынуждены не просто на свои деньги продвигать регионы, но и самостоятельно решать вопросы с поиском контента. Этот процесс всегда затягивается, а круизный сезон ждать не может. Туроператоры надеются, что системная работа Ростуризма по маркетингу и продвижению городов и регионов России, в том числе с помощью единой информационной площадки, изменит ситуацию.На форуме было заявлено, что точкой входа в процесс выстраивания всех взаимоотношений с регионами будет Ростуризм, — говорит Светлана Гончарова. Тогда он должен быть и точкой выхода из сложившихся проблем, — уверена она.Со своей стороны круизные специалисты также готовы участвовать в разработке соответствующих программ, направленных на повышение узнаваемости городов и поселений, запуска специализированных круизов, привлечении прессы и т.д.ЧТО ДАЛЬШЕ?По мнению Сергея Корнеева из Ростуризма, после завидовского форума стали очевидны задачи, которые актуальны для развития темы. Всем вместе — Ростуризму, бизнесу, регионам — необходимо разработать комплекс мер по продвижению межрегиональных водных речных туристских маршрутов России, и на на международном рынке и среди российских туристов, — говорит г-н Корнеев. Также, по мнению замглавы Ростуризма, регионам, входящим в круизные маршруты, совместно с Ростуризмом и представителями туристского бизнеса надо продолжить разработку новых туристских программ и формирование новых объектов туристического интереса — чтобы сформировать растущий устойчивый спрос и возвратность круизных туристов в эти регионы. Сейчас в России в среднем за навигацию в речных круизах участвует от 350 до 400 тыс. туристов (из них около 75 тысяч — иностранные граждане) на более, чем 50 маршрутах продолжительностью от 3 до 20 дней. Этого мало.Сейчас в России в среднем за навигацию в речных круизах участвует от 350 до 400 тыс. туристов (из них около 75 тысяч — иностранные граждане) на более, чем 50 маршрутах продолжительностью от 3 до 20 дней. Этого мало.При существующем и постоянно растущем спросе на речные круизы в Европе, Россия может и обязана конкурировать с европейскими направлениями: спрос существенно превышает предложение. При этом круизная индустрия является мощным драйвером развития прибрежных портовых городов и благосостояния населения в регионах. По экспертным оценкам, потенциал круизного туризма по рекам, озерам и водохранилищам России составляет порядка 1 млн человек за навигацию и его надо реализовать — заключает Сергей Корнеев.ВНИМАНИЕ:Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.Читать новости можно, подписавшись на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале Академия АТОР.Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.