Минтранс не считает целесообразным введение особых норм для движения туристических автобусов на федеральном уровнеОб этом, как сообщает «Коммерсант», говорится в ответе министерства на предложения Совета Федерации, которые были отправлены в правительство год назад.В пресс-службе Минтранса изданию пояснили, что реестра туристических автобусов не существует – все они работают как перевозчики по заказу. Допуск на выделенные полосы такого транспорта может привести к злоупотреблениям и падению пропускной способности на дорогах. В министерстве предлагают решить вопрос с выделенными полосами для туристических автобусов на региональном уровне.Логично: автобусы – туристические, а главные заботы Минтранса – транспортные, так что решение ведомства было вполне прогнозируемым, считает директор по въезду компании «Академсервис» Дмитрий Козлов. «Мы в общем-то и не надеялись. Хотелось бы, конечно, чтобы этот вопрос, обсуждаемый не один год, был наконец решен на федеральном уровне, но от туризма в очередной раз отмахнулись», – сказал он RATA-news.Как заметил собеседник, в Москве много говорится о развитии туризма, но усилий подстраивать под него транспортную инфраструктуру не видно, и дело не только в выделенной полосе, здесь вообще очень мало условий для работы. Все остановки, стоянки, парковки туристических автобусов в Москве не просто платные, а дорогие. «Ни высадить, ни посадить своих туристов в центре города на законных основаниях, без штрафов, мы не можем. В Москве с этим очень плохо, в Санкт-Петербурге – лучше, там хотя бы в центре города есть, где остановиться бесплатно», – заметил г-н Козлов. Все эти траты туркомпании и перевозчики вынуждены брать на себя, иначе турпакет для иностранного гостя в Москве, например, вырастет как минимум на 10 тыс. рублей.Директор по обслуживанию клиентов «Интуриста» Евгений Судьбин недоумевает, почему такси в Москве по выделенной такси ездить могут, а туристы, которые тратят в городе сотни тысяч долларов, – нет. «90% иностранных туристов в России приходятся на Москву и Петербург. И если в Петербурге действительно есть хотя бы бесплатные стоянки в центре города, то в Москве все очень тяжело. И за последние годы какого-то улучшения транспортной составляющей в туризме не вижу», – сказал он. С переходом туризма из Минкультуры в Минэкономразвития появилась надежда на исполнение давних «чаяний» отрасли, но решение Минтранса их перечеркивает: показателен, по словам собеседника, сам факт, что никто не хочет давать автобусам статус «туристический».Руководитель комиссии по автобусным перевозкам Российского союза туриндустрии Владимир Рабинков полагает, что допустить туристические автобусы к выделенной полосе можно и без присвоения им особого статуса. Статус – вообще дело хлопотное, которое при нашей бюрократии выльется в очередное бумаготворчество. На практике отделить туристические автобусы от нетуристических не так просто. Если, например, школьники направляются на автобусе в театр – они кто?«Движение по выделенной полосе, безусловно, решает многие проблемы. Эти полосы предназначены для проезда общественного транспорта. Туристические автобусы, как и любые другие, перевозят большие группы людей, занимая гораздо меньше места, чем личные авто или такси. Автобусов, включая рабочие, туристические, школьные, на порядок меньше, чем автомобилей. И даже если они все вдруг поедут по выделенной полосе, никаких заторов бы не было. А сейчас эти полосы – полупустые, а туристы в автобусах тратят свое время на стояние в пробках», – пояснил он RATA-news.По словам эксперта, достаточно убрать слово «маршрутных» в пункте Правил дорожного движения, который запрещает движение по выделенной полосе всех, кроме «маршрутных автобусов и такси», и все автобусы смогут нормально передвигаться по городу. «Мы обращались в Минтранс и ГИБДД с таким предложением, но они устраняются от решения проблемы», – сказал г-н Рабинков.Но сегодня гораздо большей головной болью перевозчиков остаются не полосы движения, сколько отсутствие достаточного количества мест для стоянки, посадки и высадки туристов в центре Москвы. Нехватка парковок для туристических автобусов – ключевая проблема рынка. Генеральный директор компании «Бизнесбас» Максим Розенберг сказал, что в Москве всего менее сотни мест для стоянки туристических автобусов, хотя в высокий сезон ежедневно по городу ездят 1,5 тыс. таких транспортных средств.«Организованные туристы – преимущественно люди старше 60 лет. Высадка и посадка рядом с достопримечательностями, гостиницами и ресторанами имеет для них принципиально значение, а все выделенные автобусам места находятся на приличном удалении от этих объектов», – сказал он «Коммерсанту».Компания г-на Розенберга ежемесячно выплачивает около 2 млн рублей в виде штрафа за неправильную парковку или ее несвоевременную оплату. «Сейчас водитель обязан оплатить стоянку в течение пяти минут, но туристы не успевают за такое короткое время высадиться», – сказал эксперт. По его словам, в других городах страны эта проблема стоит менее остро: в Москве сложности создают жесткие меры контроля парковки в центре.Однако, судя по ситуации в таком туристическом городе, как Владимир, в регионах тоже не все гладко. По словам генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светланы Мельниковой, мэрия Владимира мало уделяет внимания туристической инфраструктуре города. «Из-за того, что единственную подходящую парковку – на Соборной площади – перекрыли, не предложив туроператорам достойной альтернативы, город Владимир уже потерял около трети туристов в разгар сезона», – сказала она местным СМИ. Туроператорам, по ее словам, предлагают новые места для парковки, но они все расположены так далеко от объектов показа и пешеходных маршрутов, что больше похожи на отписку, чем на решение вопроса.Очевидно, что с таким подходом федеральных и региональных властей к транспортным проблемам туризма поставленную президентом РФ задачу роста до $100 млрд показателей экспорта услуг, значительная часть которых относится к сфере туризма, точно не выполнить.Источник