Житель Череповца создаёт модели парусных кораблей Вологодской губернии XVIII века

TravelWeekly, 29.07.2019

28 июля – День Военно-морского флота, а 21 июля 1810 года было открыто судоходство по Мариинской водной системе, названной в честь императрицы Марии Фёдоровны, жены императора Павла I, матери императора Александра I, которая выделила на строительство водного пути значительные средства. В 1964 году Мариинская водная система официально превратилась в Волго-Балтийский водный путь. Сергей Лушкин из Череповца – пенсионер. Он морской офицер, капитан второго ранга в отставке, член Русского географического общества. Его большое увлечение – судомоделирование. К Мариинской водной системе у него особое отношение. Его дед, Александр Лушкин, был старшим судовым механиком в пароходстве Милютина. Похоже, любовь к морю и вологодским кораблям передалась внуку по наследству. Эксперт по миниатюрам отдаёт своё предпочтение моделям русских парусных кораблей Вологодской губернии первой половины XVIII века. Это, как правило, небольшие парусные суда – военные, торговые и промысловые: кочи, лодьи, карбасы, новгородские бусы, ушкуи, шитики, архангельские гукоры, пинки и другие.Вологодчина славилась корабелами. По указу Петра наших мастеров отправляли в Петербург, Архангельск, Воронеж на строительство кораблей. 70 процентов мастеров на кораблестроительных верфях в то время были выходцами из Вологодской губернии.

В начале XVIII века названия городов Вологодской губернии и местных святых носили более 20 кораблей. В честь Поморья, к примеру, названы всего два корабля. В честь Вологодчины – пинки Вологда и Великий Устюг, фрегат Феодосий Тотемский, три галеры Шексна, галеры Чагодоща, Устюжна, галиоты Вологда и Тотьма.При этом, по словам Сергея Лушкина, в целом у российских судомоделистов, можно сказать, нет интереса к российскому флоту. Большинство мастеров изготавливает модели иностранных судов. Череповчанин трудится над своими шедеврами прямо в квартире. Он родился и вырос в Череповце. Окончил Военно-морское училище подводного плавания в Ленинграде. Служил на Дальнем Востоке на подводных лодках. В 1991 году вышел в запас и вернулся в родной город. Когда служил на флоте, видел, как коллеги делали несложные модели. Тоже заинтересовался и со временем увлёкся.Процесс изготовления каждого экземпляра длительный. Работа ручная, тысячи деталей. Много времени уходит на разработку модели, поиски старинных чертежей.– Я делаю точную реконструкцию, поэтому информацию собираю по крупинкам. В российских архивах почти невозможно найти подробную и достоверную информацию о тех судах, что я делаю. Сотрудничаю с Госархивом флота, Военно-морским музеем в Санкт-Петербурге. Чтобы найти чертежи пинка Вологда, я делал запрос в британский музей в Гринвиче и в музей Амстердама. Только там мне смогли помочь, – поделился собеседник. Основной материал – дерево: самшит, мореный дуб, дуб, яблоня, груша. Из металлов – медь, латунь и сталь. Паруса – из тонированной бязи. Для имитации стёкол в окнах – слюда. Работы Сергея Лушкина выставлялись в музеях Череповца, Вологды, Тотьмы, Кириллова, Переславля-Залесского.– Переписываюсь с английскими моделистами. Историческое моделирование в Англии очень популярно и широко распространено. Материалы, достоверные чертежи и информация о кораблях там гораздо доступнее, чем в России. Британские друзья часто помогают мне в поиске чертежей. Жаль, что в нашей стране судомоделизм не развит, модели кораблей воспринимают больше как игрушки. А ведь это наша история, – отметил мастер. Источник