"Пулково" и "Россия" ищут выход из ситуации

TravelWeekly, 23.08.2019

На туристическом рынке обеспокоены финансовым спором, который возник между петербургским аэропортом Пулково и авиакомпанией Россия. Базовому перевозчику пригрозили приостановкой обслуживания. Впрочем, эксперты надеются, что дело до этого не дойдет.С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬС 1 августа 2019 года управляющая компания аэропорта Пулково ООО Воздушные ворота Северной столицы (ВВСС) изменила условия оплаты перевозчиками оказанных услуг. Все перевозчики переведены на систему предоплаты услуг, а возможность постоплаты получили только авиакомпании с пассажиропотоком не менее 480 тыс. человек в год и рост пассажиропотока которых составляет не менее 10% в год. В случае, если образуется долг, оператор заявляет о праве приостановить обслуживание рейсов перевозчика.Как считают в ВВСС, авансовая схема оплаты позволяет минимизировать обоюдные коммерческие риски и риски для пассажиров, в том числе риск приостановки обслуживания рейса авиакомпании. Кроме того, оператор утверждает, что система предоплаты исключает риск нарушения валютного законодательства.По данным авиакомпании Россия (входит в группу Аэрофлот), уведомление о возможном прекращении обслуживания рейсов руководство ВВСС прислало в письменной форме 8 августа. В этом письме оператор сообщил перевозчику о том, что у него якобы имеется просроченная задолженность в размере 123 млн р. Хотя в июле аэропорт ни о какой задолженности своего базового перевозчика, на которого приходится почти 30% пассажиропотока, не информировал. Как подчеркивают представители России, до этой ситуации авиакомпания не допускала просрочек платежей и выполняла все условия договора. Согласно информации перевозчика, после тщательного расследования авиакомпанией причин появления этой задолженности выяснилось, что аэропорт в одностороннем порядке изменил финансовые параметры обслуживания рейсов и потребовал предоплату.Как говорится в комментариях России, подобными действиями менеджмент оператора аэропорта Пулково нивелирует усилия прошлых лет, которые были предприняты совместно с базовым перевозчиком по развитию маршрутной сети и увеличению пассажиропотока из Санкт-Петербурга.БОЛЕЗНЬ РОСТАПо мнению экспертов, ситуации, когда у аэропортов возникают экономические спросы с авиакомпаниями по поводу платы на обслуживание, встречаются регулярно. Особенно такая практика экономического давления на перевозчиков свойственна новым аэропортам.Инвесторы, которые вложили миллиарды своих и кредитных средств в строительство воздушной гавани, конечно, хотят как можно быстрее окупить свои средства. Эта такая болезнь роста. Но со временем все вопросы ценовой политики с перевозчиками решаются, ведь если не будет авиакомпаний, не будет и доходов. Все стороны заинтересованы в том, чтобы пассажиропоток рос, и открывались новые маршруты,- говорит один из экспертов в авиаотрасли.БАЗОВОГО ПЕРЕВОЗЧИКА БЫСТРО НЕ ЗАМЕНИТЬПо мнению наблюдателей, вряд ли ситуация в Санкт-Петербурге примет крайний оборот. Во-первых, заменить Россию в Пулково кем-то из конкурентов, да еще быстро, невозможно. Россия летает по 43 направлениям из Санкт-Петербурга, из которых 20 являются международными. Среди направлений есть и довольно сложные с точки зрения продаж и заполняемости, например, Санкт-Петербург — Лондон.Во-вторых, конфликт с Россией ударит по деловой репутации Пулково, чего сейчас допустить нельзя. Аэропорт борется за пятую свободу воздуха и лишние вопросы регуляторов ему не нужны.В-третьих, Россия выполняет не только регулярные рейсы, но и большие объемы туристической перевозки в сотрудничестве с такими ведущими туроператорами как Библио-Глобус и Интурист. Так что в случае приостановки полетов возможен конфликт интересов и с турбизнесом.НАДЕЖДА НА РАЗУМНЫЙ ИСХОДКак отмечают эксперты, сумма в 123 млн р., которую якобы Россия задолжала Пулково, по меркам отрасли далека от критической, так что говорить о каких-то финансовых проблемах перевозчика нет никаких причин. В качестве примера наблюдатели приводят авиакомпанию Ютэйр, которая задолжала банкам, аэропортам и другим поставщикам около 78 млрд рублей, но продолжает свою летную деятельность.По мнению наблюдателей, аэропорту и авиакомпании все-таки удастся урегулировать спор, и до приостановки полетов дело не дойдет. Это не выгодно ни одной из сторон.В настоящее время Пулково и Россия обсуждают выход из ситуации. По сообщению перевозчика, менеджмент и юридическая служба авиакомпании Россия продолжит предпринимать все доступные законом действия. В Пулково сообщили, что на сегодняшний день решения о приостановке обслуживания рейсов авиакомпании Россия ВВСС не принимали.ВНИМАНИЕ:Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в Академии АТОР.Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.