Бюджетные авиарейсы подорожают

TravelWeekly, 30.08.2019

Минтранс подготовил поправки в Федеральные авиационные правила, которые позволят легализовать так называемую таксу ZZ, взимаемую ПАО «Транспортная клиринговая палата» (ТКП), — сообщает АТОР. Эксперты авиаотрасли отмечают, что в результате подорожают внутренние и субсидируемые авиарейсы. Как разъясняет АТОР, через таксу ZZ ТКП взимает плату за оформление договора авиаперевозки на «нейтральном» электронном билете. Сейчас размер таксы ZZ составляет 185 р. Авиакомпании также реализуют билеты на собственных бланках, а также бланках BSP. В данных случаях никаких такс не применяется. В случае реализации билетов через агентов, агентский сбор указывается за рамками тарифа. В то же время такса ТКП на бланке палаты включена в тариф. В ФАП-82, регламентирующих общие правила перевозки, Минтранс дополняет определение «провозная плата» словами «стоимость перевозки». Теперь за перевозку авиакомпания и ее агент смогут взимать не только провозную плату, в которую включаются расходы на предоставление услуги перевозки, но и ее стоимость.В ФАП-155, регламентирующих тарифообразование, Минтранс предлагает исключить из пассажирского тарифа расходы перевозчика на оформление собственных перевозочных документов и расходы организаций, обеспечивающих взаиморасчеты, за выполнение ими переданных авиакомпанией обязанностей по удостоверению договоров перевозки электронными билетами. Электронные билеты организация (ТКП) выпускает по договору с перевозчиком. В ТКП не разделяют мнения о том, что легализация таксы может привести к удорожанию авиабилетов, ссылаясь на то, что она взимается уже 20 лет, и потребитель не заметит никаких изменений. Эксперты же опасаются, что в дальнейшем ее размер может расти. Так, только за последние пять лет такса выросла в три раза: с 60 р. до 125 р., а затем – до нынешних 185 р. Интересно, что такса ZZ применяется абсолютно для всех билетов, реализуемых на бланках ТКП. В том числе и на субсидируемых рейсах, на которых взимание сборов в принципе запрещено. Участники рынка называют это одной из причин, по которой ТКП озаботилась поправками в ФАП.«Своими действиями ТКП фактически признала, что взимание таксы ZZ является неправомерным. Если возможность включения таксы в тариф будет закреплена в ФАП, ТКП сможет взимать ее на любых рейсах на законных основаниях», – рассуждает один из экспертов. Удорожание коснется в наибольшей степени бюджетной перевозки. Основными клиентами ТКП являются небольшие авиакомпании. Так, например, в продажах «ЮТэйр» бланки ТКП составляют до 99%. Для сравнения, у «Аэрофлота» – всего 3%, а у S7 Airlines – всего 6%. Через ТКП также работают Nord Star, «Якутия», «Руслайн», «Ираэро», «Газпромавиа», «Северсталь», «Ижавиа», «Красавиа». Эти перевозчики выполняют бюджетные региональные (в том числе субсидируемые) рейсы, а значит, именно их в первую очередь коснется удорожание тарифов. В тарифе по некоторым субсидируемым рейсам доля таксы ZZ уже сейчас превышает 5,5%. В Минтрансе не комментируют возможные поправки в ФАП. Источник газеты «КоммерсантЪ» в министерстве сообщил, что чиновники опасаются, что поправки могут привести к росту стоимости билетов. Аналогичные опасения высказали в Ростуризме. Принятие поправки в ФАП кардинально расходится с нынешней политикой власти сдержать рост цен на авиабилеты. Так, например, такса может полностью нивелировать эффект от обнуления НДС для внутренних рейсов, выполняемых, минуя московский авиаузел, считают опрошенные эксперты авиаотрасли. При этом, как отметил, комментируя нам эту новость, Борис Рыбак, гендиректор компании «Инфомост», «в любом случае тарифы будут расти. При нынешних тарифах экономику авиакомпаний просто невозможно обеспечить. И такое увеличение следует ждать уже предстоящей зимой».