Тест поезда. Из Москвы в Петербург в крымском смарт-плацкарте

TravelWeekly, 26.09.2019

В России появилось несколько новых поездов перевозчика «Гранд». Ходят они из Москвы в Петербург и Адлер. Это временное назначение до открытия движения в Крым. Именно «Гранд» будет обслуживать крымские поезда. Чтобы узнать, что это за новый игрок на рынке, я отправился на таком поезде в один из первых рейсов из Москвы в Петербург.

Поезда от люксового перевозчика

Перевозчик «Гранд экспресс сервис» с 2005 года эксплуатирует и обслуживает частный поезд класса люкс «Гранд экспресс», который курсирует между Москвой и Петербургом. В 2019 году бизнес был дважды перепродан. Кто является конечным покупателем, не сообщается, но явно этот «кто-то» – близкий к РЖД. Запутанность важна. Федеральная пассажирская компания («дочка» РЖД по пассажирским перевозкам) не может ездить в Крым, боясь санкций.На момент написания этого текста, я знаю, что у ГРАНДа запущен один новый поезд – тот самый, на котором я ездил – одноэтажный Москва – Петербург. В ближайшие дни начнут курсировать еще два – двухэтажка по тому же маршруту и поезд Москва – Адлер. При покупке билетов искомые поезда легко узнать, их перевозчик – ГРАНД, а не ФПК. Мне нужно было попасть из Москвы в Петербург в ночь на воскресенье. Поезд №170 уходил в безобразное время – в 01:46. Купе были разобраны (как я увидел на платформе – туристическими группами из Китая), а вот плацкарты в конце состава ехали полупустыми. Я взял билет в 12-й вагон, где на момент покупки кроме моего было занято еще мест 5. Цена билета: 1457,30.Поезд был подан под посадку на первый путь. Вот они – те самые вагоны ногово перевозчика. Их ливрея – точь-в-точь РЖДшная, но без красных букв РЖД. Все плацкартные вагоны – самые свежие, 2019 года выпуска. А вот среди купейных новый – только штабной, остальным лет по 15, а то и больше.

Смарт-плацкарт

«Добро пожаловать! Ваше место номер 5», – улыбнулась проводница, найдя меня по паспорту в списке пассажиров.О, «добро пожаловать» В ФПК так не говорят. Новейшие плацкартные вагоны – выпуска Тверского вагоностроительного завода. Возможно, это будут вообще последние старые классические плацкарты, сделанные в России. Дальше переключатся на двухвагонные плацкартные сцепы.Это те самые плацкартные вагоны, которые журналисты окрестили «умными». Они и температуру сами поддерживают, и к проводнику и начальнику поезда выводят на пульт все данные о работе систем.Несколько слов об обустройстве места в новом плацкарте Тверского вагоностроительного завода. Нижние поперечные полки оборудованы двумя розетками под столом и светильником индивидуального освещения. На верхних поперечных полках есть так же светильники, но вместо полноценной розетки – usb-разъемы для зарядки устройств. На нижней боковой – сразу три розетки, но светильника нет. На верхней боковой нет ни розеток, ни разъемов, ни светильников. Крючки, сетки, перекладины – всего этого здесь в достатке. Оба туалета, как это уже давно делается, расположены в конце вагона со стороны нерабочего тамбура. Табло с информацией о поездке обновили в худшую сторону. Теперь шрифт на нем такой мелкий, что прочесть его можно, только подойдя вплотную. Надо же – в вагоне каждое второе купе (отсек) пустые, но попутчицу подселили именно ко мне. Она покупала билет в кассе, и кассир явно решила, что ей нужна компания. Я был не против поболтать.Ничего такого, что выделяло бы этот поезд из общей массы ФПКшных, не было. Никаких брендированных занавесок, какого-то особенно качественного белья, сувениров или чего-то еще. Голый вагон, самое дешевое белье, причем явно не первой свежести, обычный чай в пакетиках, старые РЖДшные подстаканники. Два пакетика чая и две маленькие упаковки печенья обошлись мне в 190 рублей. Оплатил картой.

Проблемы с температурой

В моем вагоне все время в пути следования поддерживалась комфортная температура +22 градуса. Снизу периодически включалась батарея, сверху тянула вентиляция. Идеально!Однако! После отправления я выяснил, что в моем же составе едет мой знакомый, и я прогулялся к нему по составу. И понял, что мой рассказ не будет таким радостным. В нескольких купейных вагонах термометр в коридоре показывал +2526. Это притом, что были открыты окна. Сколько было за закрытыми дверьми купе – где дышали четыре человека – остается только догадываться. Судя по тому, что из одного из них вышел красный полуголый китаец – много.Более того, в некоторых плацкартах, тех самых, умных, только что сошедших с конвейера, которые сами умеют поддерживать заданную температуру, на табло высвечивалось +27, а где-то +28. Замечу, что штабной вагон в этом поезде тоже 2019 года выпуска, то есть, по идее, начальник поезда, если ему лень ходить по составу, должен видеть эту информацию у себя.И здесь возникает самый главный парадокс. Обслуживание крымских поездов отдали компании, которая владеет самым главным элитным поездом страны. Они еще даже не поехали в Крым, у них не начался сезон высоких перевозок, им дали самые новые вагоны, но и в них, в лучших традициях РЖД, перевозчик умудряется запарить пассажиров.Но если, будучи в поезде РЖД, вы более-менее понимаете, что нужно позвать начальника поезда, потребовать жалобную книгу, позвонить по телефону горячей линии, и тогда вам, вероятно, дадут дышать, то что делать тут неясно. Перевозчик – не пойми какой. Кто его контролирует и куды бечь, если в вагоне совсем нет воздуха – неясно. Никаких телефонов, объявлений о том, что «комфорт пассажиров – наш приоритет» и т.д. тут нет.Когда в Крым не будет альтернатив – это будет уже другая история. Но пока «Гранд» конкурирует с другими поездами, в этой конкуренции он лично для меня, к сожалению, не выигрывает. Ни по расписанию (которое, может, не особо и зависит от перевозчика, ни по чему другому). Комфорт вашей поездки здесь – это не меньшая лотерея, чем в поезде Федеральной пассажирской компании, к сожалению. Плюс, Гранд не дает копить баллы «РЖД Бонус». Возможно, в будущем что-то изменится. И компания-владелец люксового поезда поднимет качество обслуживания в своих купе и плацкартах. Причем речь же не только о проводниках и температуре, но и об уюте в целом, в каких-то занавесках, ковриках, ассортименте продукции.В моем же вагоне проводница смогла обеспечить отличный климат! В таких условиях полтора дня до Крыма я проехал бы с удовольствием! А в соседних – озверел бы от духоты. А это значит, компании стоит учить свой молодой персонал. Будет ли этим заниматься компания – скоро узнаем.И еще маленькое обращение к московским чиновникам из РЖД. Желательно к каким-нибудь самым-самым высоким. У вас там в Петербурге проблема. У руководства Московского вокзала жажда бабла залила глаза настолько, что они табло размещают вот так. Особенно им удался указатель к камерам хранения. Сделайте с этим что-нибудь. Источник