Страшные сказки Ольхона: остров заколоченных туалетов

TravelWeekly, 02.10.2019

Грустная реальность байкальского туризма Священный остров посреди Байкала притягивает тысячи туристов со всего мира. Но как в реальности обстоят дела с туризмом на острове? Корреспондент «МК Байкал» побывал там на прошлой неделе, и вот что он увидел. Переправа и 39 км гравийкиОдна из главных проблем – это паромная переправа. Туристов встречают на вокзалах в Иркутске, усаживают в комфортабельные автобусы и везут к берегам Байкала – 256 километров, это примерно 4 часа пути. В поселке Сахюрта туристы забирают свои вещи из автобусов и идут с ними на паром. На паромной переправе больше 5 лет ведется строительство причалов и вокзала, все построено, но не работает. Туристам и под палящим солнцем, и под пронизывающим байкальским осенним ветром приходится стоять в очереди на улице. Хорошо, если на машине приехали. В межсезонье здесь не работают кафе, нет туалетов.На острове туристов встречают УАЗики. Все бы ничего, но дорога от парома до Хужира похожа на испытательный полигон, на полосу препятствий. Оторванные глушители, разорванные покрышки – обыденные повреждения на этой трассе. Повсюду торчат острые камни, на краю дороги промоины. Проезжая по этой «гребенке», думаешь, что машина вот-вот развалится. Скорость кое-где падает до 20 километров в час. Почти 1,5 часа уходит, чтобы доехать до Хужира.«Мы не работаем»Приехав в Хужир в конце сентября, на улице не встретишь людей, даже местных. Летом на улице Байкальской не протолкнешься, а сейчас – ни души. Закрыты и все туристические центры, прокаты, магазины и кафе, работают лишь «Гастроном» и супермаркет. Турбазы также работают далеко не все, некоторые закрылись из-за снижения турпотока. Причем туристы из Поднебесной, несмотря на межсезонье, с удовольствием едут на Байкал. Для них гиды устраивают туры на север острова Ольхон, к мысу Хобой. До него от Хужира примерно 50 километров по бездорожью в одну сторону.Стоимость посещения нацпарка увеличилась в шесть разДля большинства туристов из Иркутской области становится неприятной новость о том, что стоимость посещения маршрута «Север острова Ольхон» выросла в шесть раз. Раньше за посещение брали по 50 рублей с жителей Иркутской области и по 100 рублей – со всех остальных. Повышение цен ударило по карману не только отдыхающих, но и гидов, они первыми забили тревогу.– Все, кто приезжал на Ольхон после 10 августа 2019 года и отправлялся на Хобой, знают, что тарифы сильно подскочили. С 10 августа абсолютно для всех посещение севера острова стоит теперь 300 рублей. Повышение тарифов обосновали тем, что средства пойдут на благоустройство территории северной части острова, – рассказывает гид Настя Чернышова.Верх изящества: туалеты заколотили– Надо отметить, что в апреле-мае на Хобое был построен участок деревянной тропы, несколько новых обеденных беседок, поставлены рамы для информационных стендов, оборудованы деревянные места стоянок. Стоянками автомобилисты не пользуются, их используют часто как пикниковые площадки, которых не хватает. Стоянки, забор и рамы для стендов также поставлены на основных остановках маршрута (Харанцы, Саган-Хушун (Три брата), мыс Шунтэ левый (скала Любви)). Ещё надо отметить, что рамы для стендов везде стоят пустые, информации в них нет. Туристические павильоны не работают.При этом нигде нет ни одной таблички, что растения рвать нельзя, мусор бросать нельзя, нельзя вязать ленточки на деревья – для этого есть специальные столбы, и что передвигаться нужно по тропам, чтобы снизить урон, наносимый якобы особо охраняемым природным территориям. Нет ни одной урны – ни на Хобое, ни в Харанцах, ни на Саган-Хушун, ни на скале Любви.Очень остро стоит и проблема туалетов на всём маршруте. Даже если они есть, то в таком состоянии, что это почти биологическое оружие (в этом году самые «заслуженные» домики ещё и заколотили). Вследствие чего весь поток экскурсантов дружно ходит в лес. Пару лет назад, когда в очередной раз вопрос по туалетам задавался представителям нацпарка, нам предложили просто туристов не кормить, чтобы снять проблему. Как вам? Изящно? – рассказывает Настя Чернышова. Для туристов из Поднебесной, а особенно для европейцев такие «удобства» в диковинку. «Как объяснить иностранцу, что справить нужду нужно в кустах?» – задают риторический вопрос гиды.Бездорожье: одни направленияЕдва проезжаешь кордон, где инспектора проверяют разрешение на посещение, как дорога становится направлением. Машины с туристами колонной уходят вглубь острова. Повсюду ямы, промоины и ухабы, и в поисках лучшей дороги водители прокладывают новые маршруты по заповедным территориям, уничтожая флору и фауну. А ведь практически каждая травинка и цветочек на острове, не говоря уже о представителях фауны, занесены в Красную книгу.Перед мысом Хобой все изъезжено машинами. Пейзажи все больше напоминают пустыню. Стихийных дорог к Хобою – десятки. По пути, кстати, лишь в одном месте – в конце леса – есть остановка с мусорными баками и туалетами, но зайти в этот туалет решаются лишь сильные духом.Всем плевать на запреты и благоустройствоРаботники нацпарка в прошлом году сделали деревянную тропу до мыса Хобой, беседки и деревянные парковки для машин. Деревянная тропа на Хобой, по ней мало кто ходит.Однако на деревянной парковке машины никто не ставит, каждый водитель старается проехать ближе к мысу, особенно это касается водителей дорогих внедорожников. Людям лень идти лишние 200 метров. Деревянные заборы и вкопанные столбики им тоже не преграда, самые настырные спиливают их, машинами вырывают заграждения, чтобы прорваться ближе к мысу. На Хобое заборы и столбики не преграда для автохамов.По деревянным тропинкам, которые построили специально для удобства туристов, практически никто не ходит. Туристы прут напролом, вытаптывая растительный покров. Очередь на паром, в воскресенье туристы едут на Большую землю.И кто виноват в этой ситуации – работники национального парка, гиды с водителями или нерадивые туристы? Наверное, все – в той или иной степени. Говорит это лишь о том, что в развитии туризма на Байкале нет никакой системы, и с этим надо что-то делать.Источник