«Мы совсем не хотим возвращаться на сушу», — семья, путешествующая на яхте с двумя детьми, рассказала о своей жизни

TravelWeekly, 21.10.2019

Сегодня в интернете все чаще и чаще встречаются истории людей, которые бросили скучную работу в офисе и отправились покорять мир. Несколько лет назад Василий и Елена Суриковы тоже решили круто изменить свою жизнь и начать путешествовать. Правда, для этого пара выбрала весьма необычный для наших широт вид транспорта — яхту. Вот уже несколько лет Суриковы ходят по морям и океанам, а сопровождают их в этом двое маленьких детей — Филипп и Оливия. О своих приключения Суриковы рассказывают в блоге «Детки в кругосветке».Мы решили пообщаться с этой интересной семьей. О быте на яхте, о романтике путешествий и том, как воспитывать детей в открытом море, нам поведала Елена Сурикова.

Елена, расскажите, как вообще на свет появилась такая необычная семья, как у вас с Василием? Как вы познакомились?

Мы познакомились, когда работали в одном офисе в Москве. Я приехала из Севастополя, Вася — из Молдавии. Ему все нравилось в столице, а мне было тесно и шумно. Жажда увидеть новые места не давала спокойно сидеть на месте, поэтому я ушла на фриланс и стала путешествовать по России и Украине. Киев, Питер, Сочи, пара месяцев тут, пара там, смена обстановки, новые люди, пейзажи, кухня — все это я это очень люблю.Однажды я получила сообщение: «Кто хочет поехать в тундру, покататься зимой на кайтах?». Пришло оно от старого знакомого — Василия. Мы отправились за Полярный круг, в Териберку. Именно там и родилась наша семья. Уехали мы туда друзьями, а вернулись командой с одними целями и огромным запалом.Как возникла идея купить яхту и отправиться на ней в путешествие?До переезда на яхту мы много лет колесили на авто по России и Европе. Мы очень легкие на подъем, поэтому для нас рвануть куда-нибудь в Крым или за Полярный круг — дело 10 минут. Мы попробовали все экстремальные виды спорта: поднимались в горы, прыгали с парашютом, катались на кайтах в тундре зимой, занимались фридайвингом в Баренцевом море, когда температура воды была −3 ° C.Когда мы начали путешествовать вместе, Вася хотел собрать информацию о своих предках. Я его поддержала, в итоге у нас получился долгий и интересный квест по России и Европе. Мы начинали с историй 4 человек — бабушек и дедушек, потом раскручивали эти истории, поднимали архивы, много говорили, а самое главное — находили родных людей, которых судьба раскидала 30-40 лет назад. Сейчас в нашем списке 970 человек, историю которых мы знаем аж с 1730 гг.Тогда же мы поняли, что на машине путешествовать очень сложно. Нужна куча документов, да и ощущение, что за тобой все время смотрят и проверяют, нам никогда не нравилось. Мы начали искать в сети информацию, как путешествовать и перемещаться на большие расстояния дешевле и проще.«А может, на яхте? — предложила я Васе. — Тебе понравится, просто поверь!». И он поверил. Это был 2014 г. С тех пор мы совсем не хотим возвращаться на сушу.

Как прошел переезд с суши на море? Сложно было?

Для начала нам нужно было найти деньги на покупку яхты. У нас не было накоплений, квартиры, которую можно было бы сдавать, поэтому пришлось потрудиться. Я тогда была на 9-м месяце беременности, и мы понимали: сейчас или никогда. Я занимаюсь дизайном, Вася — программист. Мы работали 24 часа в сутки на международном сайте фрилансеров Upwork. У нас были заказы во всех часовых поясах. Когда один ложился спать, другой вставал и продолжал вести переговоры, сдавать проекты и искать новые. Я помню, как в момент Х, когда мы ждали появления Филиппа, я писала заказчикам ответы на их вопросы и отправляла материалы на утверждение. В итоге нужную сумму — 10 000 EUR — мы заработали за месяц.Покупка лодки для нас стала очень большим шагом. Мы были далеки от моря, только грезили им. Из-за ограниченного бюджета нам пришлось научиться разбираться во всем самим, оценить яхту от А до Я. Был и языковой барьер, ведь долгое время после покупки яхты мы общались исключительно на английском. Первых русскоговорящих путешественников мы встретили только через два года наших плаваний в Атлантике. Но есть и плюсы: мы отлично подтянули английский, для нас он уже стал основным языком, поэтому сейчас мы свободно говорим и думаем на нем. Вообще, когда я говорю: «Мы семьей живем на яхте», все представляют себе роскошное большое судно и нас в белом и полосатом, ступающих босыми ногами по тиковой палубе. Конечно, это фантазии (улыбается). Мы и вправду любим одеваться в белое и по палубе всегда ходим босиком, а после пробуждения прыгаем в чистейшую воду и плаваем, пока не надоест. Но на самом деле все те, кто смотрит на нас и дорисовывает огромные капиталы, даже не представляют, что жизнь на яхте — это тяжело. Нам приходится здорово экономить, обходиться самым необходимым и уметь выживать в самых суровых условиях, которые на суше не встретишь. Например, что делать, если закончилась пресная вода? Теперь мы знаем, что ее можно добыть из рыбы. Нет еды? Ловим рыбу, охотимся, в крайнем случае собираем креветок.Тяжело и физически. В первый месяц у нас болело все, мы были покрыты синяками и ссадинами. Из-за постоянной качки у вас будут болеть мышцы, о существовании которых вы даже не догадывались. Зато мы в отличной физической форме. Например, после беременности я уже на второй месяц вернулась в свой прежний вес, у меня шикарный бицепс и тело, о котором я мечтала в университете, когда с утра до вечера занималась на скалодроме.

Бросить привычную жизнь и вот так сорваться в путешествие в принципе непросто. Вы же отправились в плавание с грудным младенцем. Как вы справляетесь с материнскими обязанностями на яхте?

«До 5 лет ребенок как хрустальная ваза, задел нарочно — и она вдребезги», — мы махнули рукой на эту распространенную в нашем обществе установку и прыгнули на яхту с 4-месячным Филиппом. Сейчас нас уже четверо. Младшую Оливию я выносила в океане, а родилась она в Испании в декабре прошлого года.С малышами на яхте проще простого. Маленьких детей, пока они не начали ходить, не укачивает в море. Покормил, переодел, вынес на палубу проветриться и снова спать, — примерно так выглядит наш распорядок дня во время плаваний.Мы все время находимся в здоровой среде: тут свежий морской воздух, свежие продукты, витамины, много спорта, поэтому наши дети практически не болеют. Если и случается простуда, то только от переутомления. «Не буду кашу! Хочу конфету или тортик!», — подобные заявления для нас редкость. В длительных переходах по морю капризы не работают, иначе рискуешь остаться голодным, поэтому Филипп и Оливия едят все: зелень, фрукты, овощи, каши. Правда, во время качки приходится немного корректировать питание: мы не даем детям молочного и сами его не употребляем, не едим тяжелой белковой пищи, стараемся устраивать мелкие перекусы и пьем много воды. Все это помогает настроить организм на то, чтобы спокойно перенести шторм.Наши дети очень подвижны и любознательны. С окружающим миром и живой природой они знакомятся на практике. Мы много беседуем, обсуждаем природные явления, физику и химию простых процессов, с которыми сталкиваемся каждый день. Смотрим много развивающих и познавательных лекций, проводим интересные для всех опыты и эксперименты, читаем современные книги об эволюции и строении различных органов. Все доступно онлайн, информации сейчас очень много, так что образование детей не ограничивается школьной партой, как часто происходит на суше. Горящие туры в Адлер от 6598рГорящие туры в Адлер «все включено». Подберем хороший тур. Смотри!Узнать больше365-tur.ruЯндекс.Директ

Но ведь детский сад и школа — это не только получение знаний, но и социализация, общение с другими детьми. На яхте это невозможно.

Еще как возможно. Оказалось, что в плаваниях общения и знакомств у нас намного больше, чем было в Москве. Люди, живущие на яхтах, более открыты и отзывчивы. Когда мы бросаем якорь в новом месте, мы с удовольствием знакомимся со всеми нашими соседями, заводим длинные беседы и ходим друг к другу в гости. Путешествия с детьми очень популярны в Европе, поэтому на нашей яхте частенько случается веселый детский сад с французами, англичанами, шведами, американцами. Все они говорят на международном «детском» языке и прекрасно понимают друг друга. Филипп по-хозяйски делится всеми своими игрушками, муж катает карапузов вокруг мачты, а я угощаю сладкими блинами — любимым лакомством всех наших гостей. Так что у Филиппа уже есть друзья со всего мира.

Сейчас дети маленькие. Что планируете делать, когда Филипп и Оливия подрастут и им нужно будет идти в школу?

Посещать традиционную школу мы не планируем. Мы пока не изучали досконально этот вопрос. Обучаться будем, скорее всего, удаленно, возможно в иностранной школе. Есть огромное количество семей, которые путешествуют и учат детей таким способом. Это распространено у финнов, французов, американцев. А еще мы знаем две русских семьи, одна с тремя мальчиками на борту, другая — с двумя девочками. Их дети тоже занимаются удаленно.Сейчас мы до весны остановились в Испании, думаем отдать Филиппа в школу. В Испании туда можно пойти с 3 лет. Это школы по системе Монтессори, набор документов — минимальный. Мы сейчас занимаемся оформлением бумаг.

Поговорим немного о прозаических вещах. Как устроен быт на яхте? Например, где вы покупаете продукты и другие товары первой необходимости?

Перед переходами мы обязательно устраиваем дни закупок, в среднем это случается раз в 3-4 дня. Это всегда большая экспедиция на берег: высадка на динги (маленькая шлюпка — прим. ред.) на сушу, поход в магазин, потом загрузка в динги всего продовольствия и дорога обратно на яхту. Все продукты аккуратно распределяются, все скоропортящееся оптимизируется и готовится, остальное занимает свое почетное место в рундуке с продовольствием.За все время путешествий у нас сформировался список обязательных «стратегических» продуктов. Это пресная вода, сахар, чай, кофе, мука, яйца, молоко, овощи, крупы, сало, сухие каши. Обязательно перед каждым переходом мы запасаемся «ништяками»: шоколадом, карамелью, сгущенкой, печеньем, колбасой. Все это отлично поднимает настроение далеко от берега! Еще из обязательного в списке покупок спортивный протеин и сухофрукты. Это прекрасный источник энергии и настоящее спасение в тяжелые моменты.В целом мы питаемся так же, как и обычные люди. Едим много зелени и фруктов, часто готовим каши. Правда, в нашем рационе много морепродуктов вроде осьминогов, каракатиц и рыбы. Все-таки море вносит свои коррективы. Рыбу мы ловим сами, особенно любим тунца. Как только выходим в море, настраиваем снасти и практически всегда достаем одну-две рыбины и готовим свежее малосольное филе. Ни в одном магазине такого не найти!У нас на борту нет холодильника, но мы прекрасно обходимся и без него. Продукты иногда портятся. Но это не беда! Я все это «добро» использую как подкормку для рыбы, и после этого у нас на столе всегда свежепойманные средиземноморские деликатесы.Конечно, бывают и «голодные» времена, когда перевод за работу еще не пришел, в стране выходной, а в шкафу пусто. Это нас не пугает: всегда можно наловить рыбы или приготовить что-нибудь сытное из стратегического запаса. Помню, как мы прошли через Бискайский залив, запасы закончились, а в порту все магазины закрыты. Мы наловили шикарных креветок прямо с понтона и устроили себе изысканный ужин на палубе!

Сколько в среднем у вас уходит на жизнь в месяц?

Нам очень мало нужно для полноценной и счастливой жизни. Мы привыкли быть самодостаточными, легкими на подъем и эффективными. Постоянная жизнь на яхте учит экономить на всем. У вас ограничены запасы воды, заряд аккумуляторных батарей, да и провиант нужно постоянно пополнять. Нужно держать под контролем все, действительно все. Мы всегда знаем, сколько у нас в запасах топлива, круп, лекарств и даже такого банального, но стратегического ресурса, как туалетная бумага.Наш абсолютный минимум — 250 EUR в месяц. За эти деньги можно спокойно прожить на Ибице, в Галисии, Германии, Португалии, да где угодно! На поддержку и ремонт яхты мы тратим совсем немного, потому что научились разбираться во всех системах сами: как чинить мотор, электрику и водопровод на борту, как работать с материалами, смолами и яхтенной химией. Настоящий яхтсмен из палок и желудей может сделать все что угодно! (Смеется). Если вы хорошо ориентируетесь во всем этом, как мой муж, то годовое содержание яхты у вас выльется от силы в 100 EUR!Экономим мы и на стоянках в порту, потому что постоянно путешествуем и не стоим долго на якоре. Пару месяцев назад мы установили солнечные панели и стали жить еще автономнее и экономнее: теперь нам не нужно заводить двигатель, чтобы у нас было электричество. Нам хватает с головой того, что нам дает за день солнце и даже остается с горой! Если раньше мы «тарахтели» 3-4 часа в день, чтобы полноценно работать на компьютерах, то теперь не заводимся совсем и дизеля в месяц у нас уходит литров 20, а это совсем мало.Для полной автономии нам нужен еще опреснитель. Тогда не будет недостатка в пресной воде, где бы мы ни находились. Сейчас у нас бак пресной воды в 60 л. Мы научились экономно ее расходовать, поэтому хватает ее на две недели. Например, в открытом море или океане готовить можно с забортной водой и не солить лишний раз пресную, посуду мыть соленой, а потом опреснять. То же самое со стиркой, душем и влажной уборкой: мы делаем все это сначала в соленой воде, а потом опресняем. А если на улице проливной дождь, то это настоящий праздник!Предыдущая фотография 1/5 Следующая фотография

И завершая финансовую тему. Как вы зарабатываете, живя на яхте?

В основном нам помогает Patreon. Это международная платформа, где люди помогают другим творческим личностям заниматься делом, которое им нравится. Например, мы снимаем и публикуем видео о наших путешествиях, обучающие ролики и много другой полезной информации о жизни на яхте. Для России это новое направление и мы очень рады, что нас поддерживает такое количество людей. За одно видео мы получаем по 150 USD, а есть суперпопулярные каналы, где за один ролик семьи получают по 20 000 USD.Когда нет интернета, мы работаем над своим проектом или снимаем видео, которое также в море можно смонтировать и уже у берега выложить в сеть.Еще один огромный офлайн-проект — наша книга. Мы очень многому научились за три года на воде, своим опытом мы делимся в своих соцсетях, а в свободное время переносим наш опыт на бумагу. Последние 1,5 года мы разрабатывали свой онлайн-проект для яхтсменов. Это международный сервис «Калькулятор стоянок и сервисов в Маринах по всей Европе». С его помощью можно рассчитать для каждой конкретной лодки стоимость транзитной стоянки, долгосрочные скидки, найти самые дешевые марины, чтобы поднять яхту на сушу. Сейчас калькулятор уже работает для Испании, Италии, Мальты и некоторых отдельных портов во Франции, Бельгии и Нидерландах — всего 7600 марин и портов по всей Европе. В перспективе планируем охватить все страны мира.Мы часто публикуемся в журналах, у которых бывают солидные гонорары. Это для нас было приятным открытием. Таких ресурсов очень много, нужно только обратиться и предложить интересный материал.Предыдущая фотография 1/3 Следующая фотография

Не было ли такого, что вам хотелось все бросить и вернуться к оседлой жизни? Все-таки жизнь на яхте звучит романтично, но на деле постоянные передвижения утомляют.

Самое тяжелое в жизни на яхте — это необходимость постоянно решать огромное количество проблем. То что-то сломалось и нужно найти это в неведомом магазине, чтобы качество было терпимым. То нет интернета и нужно организовать связь. То заблокировали банковскую карту и нужно ее перевыпустить в новой стране по новому адресу. А еще получить посылку на новой стоянке, найти магазины с продуктами, заправиться, поработать после трудного перехода, чтобы было что поесть.Бывают трудные моменты, бывают очень трудные и практически безвыходные, когда опускаются руки. Я думаю, такое случается у каждого. Тогда нужно остановиться, перестать судорожно искать выходы и просто отпустить все. Решение придет само. Очень помогают наши читатели. Даже просто милый смайл в комментариях способен поддержать в трудную минуту. Мы бережно храним эту связь с людьми по ту сторону экрана и стараемся, чтобы наше общение всегда было приятным и полезным.Еще нам очень помогают переключиться постоянные встречи с новыми людьми. Когда путешествуешь, тебе часто встречаются те, кто похож по духу, удивительные люди с невероятными историями. Каждый раз, когда у нас на борту гости, мы веселимся, радуемся и отдыхаем.А вот постоянные передвижения — это отдых для нас! Ведь мы плаваем вдоль красивейших берегов, в море нет интернета и никто не сидит в соцсетях или на работе. Поэтому путешествия — это отдых, а остановки — это всегда труд!

Не тяжело ли все время проводить друг с другом в замкнутом пространстве?

Мы 24 часа в сутки проводим все вместе на протяжении последних 5 лет, из них последние 3 года — с детьми! У нас почти нет возможности уединиться. Конечно, это огромный вызов для любой семьи.С другой стороны, мы прошли вместе огонь, воду и медные трубы и стали сплоченной командой. Морские семьи — самые крепкие и надежные, потому что от того, насколько вы можете вместе действовать как одно целое, зависят успех всего предприятия и ваша безопасность. Мы научились быстро отходить от ссор, внимательнее слушать и легче воспринимать происходящее.Мы первая семья, которая с нулевым бюджетом смогла отправиться в кругосветку на лодке с детьми, без инвестиций и за такой катастрофически короткий срок. Мы четко верим в то, что если ты хочешь чего-то добиться, нужно действовать несмотря ни на что, если ты веришь в свою идею, то силы появятся ниоткуда и энергии хватит сделать невозможное.Предыдущая фотография 1/2 Следующая фотография

Сколько стран вы уже проехали? Что запомнилось больше всего?

Мы пересекли границы около 40 стран, прошли морем уже, наверное, 7000 миль. Приятный бонус путешествий на яхте в том, что мы бываем в таких местах, где до нас были от силы пара сотен человек. А еще мы можем задержаться там, где нам понравилось. Например, когда мы подошли к Бискайскому заливу, то решили не идти напрямик, как это делают многие, а отправились в путешествие вдоль красивейшего берега Бретани, Нормандии, а потом Испании. Эти места — настоящая находка и для фотографа, и для гурмана, и просто мечтателя, который хочет отдохнуть в необычном месте.Запомнилось много всего. Фекан — это белые скалы, огромный многокилометровый пляж с крупной галькой, в которую ныряет океан, и самые красивые закаты Франции. А еще в этом городке много кондитерских с божественными пирожными, которые стоят по 1-2 EUR! В Нормандии, на Алебастровом берегу, видели одно из чудес Франции — белоснежные каменные арки в океане. Захватывает дух всерьез и надолго!Очень понравилась Страна Басков: Бильбао, Сан-Хуан-де-Гастелугаче, Байона. Это совсем другая Испания: таинственная, северная, местами суровая. Мы подарили этим местам целый месяц. ⠀ Месяц мы прожили на Лофотенских островах в Норвегии. Это просто идеальное место для эмоциональной перезагрузки: дикая северная красота, олени, высокое солнце, баня и норвежские сыры. Очень понравилась Германия за порядок во всем, красоту и «правильность». В общем, много всего.Предыдущая фотография 1/3 Следующая фотография

Что в планах?

В планах замена яхты на более просторную. Из своей мы уже выросли, да и зимовка на катамаране, а потом и на большой яхте нас настроили на новый лад. К пространству быстро привыкаешь и возвращаться в 10 метров после 13 тяжело.Ну а впереди переход с Балеарских островов во Францию, а затем через Сицилию в Тунис. Там самые дешевые и хорошие работы по нержавейке. Все-таки хочется завершить еще несколько проектов на нашей яхте, обкатать новые идеи, чтобы потом внедрить их на большой лодке. А дальше переход в Турцию. Если лодку мы снова найдем на севере, то перед путешествием на восток обязательно пройдем по рекам и каналам из Северного моря в Средиземное. Это 4000 миль и пара месяцев через самое сердце Европы — давняя мечта, которая не дает нам покоя.Мы мечтаем дойти на яхте в наши полярные широты, в Териберку. Вася мечтает дойти до Новой Земли и посмотреть на испытательные полигоны. А из тех мест, где мы еще не бывали, — это Аляска, Южная Америка и 20 тыс. островов Тихого океана. Так много, мест, которые мы хотим посетить, и мы это обязательно сделаем, ведь жить мечтой — это так здорово!Источник