Почему поезда из Москвы в Петербург такие медленные, или Мифы о «Сапсане»

TravelWeekly, 21.10.2019

На днях мне на почту пришло письмо с таким вопросом: «Почему ночные поезда из Москвы в Петербург такие медленные? Неужели за годы модернизации так и не смогли увеличить их скорость?». Ответ на этот вопрос чуть сложнее, чем кажется на первых взгляд.

Электровоз ЭП2К с двухэтажным поездом прибывает на Ленинградский вокзал Москвы. Фото: Кирилл Балберов

Иностранный не значит быстрый

Начнем с главного. Статус «Сапсана» как самого быстрого поезда в России несколько преувеличен. Судите сами: на сегодняшний день самыйшустрый «Сапсан» из Москвы в Петербург идет 3 часа 30 минут, но такой поезд всего один за день. Поезд «Сапсан». Фото: Кирилл БалберовВ основном время в пути «Сапсана» составляет около 3:50 – 4:00. Для сравнения – «Невский экспресс», который состоит полностью из российских вагонов (которым уже за 15 лет) и российского электровоза идет 4 часа 10 минут. Поезд «Невский экспресс». Фото: пресс-служба РЖДЕще более показательным выглядит направление Москва – Нижний Новгород. Здесь «Сапсан» едет 3:55. А «Стриж» – 3:40. «Но Стриж – тоже иностранный поезд», – скажете вы. Да, но ведет-то его отечественный электровоз! И потом, еще до «Сапсанов» на этом маршруте работал «Буревестник» (аналог «Невского экспресса»), который укладывался в 4:19.Ну и последний гвоздь в крышку гроба о мифе «Сапсана». С 9 декабря поезд 42 сообщением Великий Новгород – Нижний Новгород ускоряется на участке Москва – Нижний Новгород до 4 часов 25 минут. За это время он успевает еще сделать три остановки суммарной продолжительностью 9 минут. Это самый обычный состав из купейных и плацкартных вагонов российского производства.Этот раздел я написал для того, чтобы показать: российская промышленность может делать поезда, которые в нынешних условиях не будут уступать по скорости «Сапсану». «Сапсан» мог бы быть быстрее, если бы у него были для этого специально проложенные выделенные пути, но на сегодняшний день его скоростное преимущество не очевидно.

Почему дневные поезда такие медленные

Возвращаемся к главному вопросу – почему обычные поезда между Москвой и Петербургом такие медленные?Начнем с дневных поездов, которые идут транзитом из Петербурга через Москву дальше на юг или восток. Их время в пути – от 6 часов 35 минут (для скорого поезда «Волга» Петербург – Нижний Новгород) до 11 часов 25 минут (для поездов Петербург – Владикавказ и Петербург – Махачкала).Все эти поезда могли бы идти быстрее, но вынуждены тормозить для пропуска «Сапсанов». Считайте сами. «Волга» в новом расписании (с начала декабря 2019 года) от Москвы до Петербурга будет делать шесть остановок общей продолжительностью 20 минут. Думаю, если убрать остановки и время, необходимое для торможения и набора скорости, то получится, что обычный поезд, состоящий из российских вагонов и локомотива, может проезжать расстояние от Москвы до Петербурга за 5,5 часов, не напрягаясь.Поезд Петербург – Махачкала (Владикавказ) и вовсе за время поездки до Москвы делает 13 остановок общей продолжительностью около трех часов!Итак, дневные поезда идут так медленно, потому что пропускают «Сапсаны».

А почему же тормозят «ночники»?

Ну и главный логичный вопрос. А почему тогда ночные поезда идут так долго, ведь ночью «Сапсанов» нет, и пропускать никого не надо.Дело в том, что ночные поезда «тормозятся» искусственно. Сделано это для того, чтобы люди могли выспаться в дороге. Эталонное время у «Красной стрелы» – восемь часов в пути, причем без единой остановки. Расписание составлено так, что состав просто не спешит.Другие поезда по ночам, конечно, тормозят на станциях искусственно. Но у самых именитых, фирменных, расписание составлено так, что время в пути составляет 8-9 часов. Время в пути поезда 3/4 «Экспресс» составляет 9 часов. Фото: Кирилл БалберовТакое время в пути оптимально для отправления около 21-24 часов из одного города и прибытия в 6-9 часов утра в другой город.Источник