Несмотря на расширение ассортимента экскурсионных маршрутов по России, в 2019 году туристы по-прежнему отдают предпочтение уже раскрученным брендам. Пик продаж экскурсионных туров, как и ранее, осенью приходится на ноябрьские праздники.ТОП САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОСЕНИ-2019Самыми популярными внутренними экскурсионными направлениями этой осени у туроператоров стали:Санкт-Петербург,Москва,Казань,Золотое Кольцо,Калининград.За пределами ТОП-5 оказались такие популярные направления, как Великий Устюг, маршруты в рамках Серебряного ожерелья, автобусные туры выходного дня из Москвы.Таким образом, ТОП экскурсионных маршрутов осени в сравнении с прошлым годом практически не изменился. Туроператоры вносят в него разнообразие за счет создания новых программ.Так, например, в Интуристе отмечают растущий спрос на две ноябрьские новинки компании — туры Русь Святая (автобусный тур из Москвы в Муром) и Господин Великий Новгород (города Вышний Волочек, Валдай, экскурсия по Великому Новгороду).У автобусных туристов этой осенью популярностью пользуются и такие направления, как Воронеж, Смоленск, Тверская область.Большим спросом у туристов пользуется маршрут Русский сувенир (Федоскино — Жостово — Гжель — Сергиев Посад — Абрамцево — Большие дворы, с посещением производства и мастер-классами), а также наша новинка — тур На графских развалинах. Активно продаются туры на новогодние праздники. Такие направления, как Мурманск, Ханты-Мансийск у нас уже практически закрыты, — рассказывает руководитель туроператора Мастерская путешествий Владимир Лутов.Большинство туристов, приобретая экскурсионный тур по России, отдают предпочтение уже ставшим популярными проверенным маршрутам.Экскурсионные программы TUI Россия этой осенью охватывают практически всю Россию от Дальнего Востока до Калининграда: Великий Устюг, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Карелия, Алтай, Байкал, Камчатка, Сахалин. Однако у массового туриста нетипичные маршруты пока не пользуются большой популярностью. Такие туры интересны прежде всего индивидуальным или корпоративным туристам, — рассказали Вестнику АТОР в TUI Россия.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКСКУРСИОННОМ СЕГМЕНТЕЭтой осенью общий объем спроса на экскурсионный отдых по России остается на уровне прошлого года. Некоторые туроператоры, впрочем, говорят о небольшом росте — на уровне 5-7%.Наибольший спрос сейчас приходится на период ноябрьских праздников. В этот период россияне выбирают непродолжительные экскурсионные программы по основным популярным маршрутам. Второй пик, правда, выходящий за рамки осени — новогодние праздники (продажи опережают прошлый год на 10%).Повышение спроса туроператоры также отмечают на осенние школьные каникулы. Однако сейчас из-за разных программ обучения границы этих периодов размываются.Часть школьников отправляется на каникулы в начале октября и в конце ноября. Те, кто учится по традиционным программам, отдыхают в конце октября — начале ноября. Соответственно, осенью вместо одного большого пика продаж по экскурсионным турам, их стало три маленьких (включая ноябрьские праздники), — отмечают в компании Интурист.В целом туроператоры называют спрос на экскурсионные туры по России ровным, не слишком меняющимся в объемах из года в год. Экскурсионные туристы — одни из самых консервативных, они ориентируются на уже раскрученные российские туристические бренды, говорят эксперты.Тем не менее, и здесь намечаются новые точки роста. Так, в TUI Россия видят повышение интереса к событийному туризму (туристы все чаще интересуются тем, какие события будут происходить в месте их отдыха). А в Мультитуре видят появление спроса на организованную охоту и рыбалку.ЦЕНА ДОРОГИ КАК ФАКТОР РОСТА И ПАДЕНИЯ СПРОСАЦены на экскурсионный турпродукт в этом году также держатся на прошлогоднем уровне с поправкой на инфляцию.Основная масса экскурсионных туров этой осенью стоит 12-15 тыс. р. на человека за 3-4 дня — без учета дороги, — говорит гендиректор компании Дельфин Сергей Ромашкин. Об этом же порядке цен говорят и другие туроператоры.Цена является одним из ключевых факторов при принятии туристом решения о покупки тура. Рост цен по такому близкому к внутреннему туризму направлению, как Белоруссия, привел к снижению спроса на эту страну, отмечают в компании Мультитур. В Национальном туроператоре АЛЕАН отмечают снижение спроса на Камчатку и Алтай, объясняя такую тенденцию высокой стоимостью авиаперелета.Генеральный директор компании Мастерская путешествий Владимир Лутов отмечает, что этой осенью туристы все чаще отдают предпочтение экскурсионным турам на автобусах (где транспортная составляющая уже зашита в цену), а не тем, в которых до места начала тура нужно добираться на поезде. Причина опять в цене.Стоимость железнодорожной перевозки выросла, а динамическое ценообразование теперь распространяется и на билеты в плацкартные вагоны. В результате направления, по которым ж/д билеты подорожали или закончились, продаются хуже, — говорит Лутов.В то же время направления, на которых железная дорога стала более доступной, показывают значительный рост продаж экскурсионных туров.По новым правилам, пенсионеры могут получить бесплатные ж/д билеты по таким направлениям, как Тверь, Рязань, Владимир. Это обусловило всплеск спроса на туры по этим маршрутам, т.к. большинство наших экскурсионных туристов — это как раз люди старше 50 лет, — поясняет Владимир Лутов.ВНИМАНИЕ:Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в Академии АТОР.Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.