Туроператоры рассказали, что мешает Марокко остановить спад турпотока из РФ

TravelWeekly, 20.11.2019

Ежегодно Марокко отчитывается о росте иностранного турпотока, между тем результаты статистики по российскому рынку, мягко говоря, не радуют. По словам экспертов, Марокко в последние годы отчаянно сражается за российских туристов, но пока безуспешно. В чем причины?Согласно данным официальных марокканских источников, в 2018 году в Марокко приехали 12,3 млн туристов, что на 8% больше, чем в 2017 году. В основном прирастают основные для страны европейские рынки – такие как Италия и Франция.Что касается российского рынка, то здесь результаты статистики не радуют. Согласно официальным данным страны, Марокко в прошлом году приняло порядка 50 тыс. российских туристов. Таким образом, российская доля от общего иностранного турпотока в Марокко крайне мала: менее 0, 1%.Примечательно, что данные Федеральной пограничной службы России, которая учитывает, впрочем, только посадочные талоны на прямых рейсах, еще скромнее – чуть более 13 тысяч за 2018 год.В этом году картина также не внушает оптимизма. Общий поток иностранных туристов в Марокко продолжает рост – с января по август текущего года количество туристов в Марокко достигло 7,5 млн, что на 8, 2% превысило данные за аналогичный период прошлого года. Российский же турпоток продолжает стабильное падение.В период с января по август в Марокко приехало порядка 32 тыс. российских туристов, по итогам года мы надеемся получить цифру в 45 тыс. российских туристов, что, к сожалению, не дотягивает до показателей прошлого года, – рассказал Самир Сусси Риах, директор Национального Марокканского офиса по туризму.В период с января по август в Марокко приехало порядка 32 тыс. российских туристов, по итогам года мы надеемся получить цифру в 45 тыс. российских туристов, что, к сожалению, не дотягивает до показателей прошлого года, – рассказал Вестнику АТОР Самир Сусси Риах, директор Национального Марокканского офиса по туризму.Тем временем, по данным Федеральной пограничной службы России (учитывает только прямые рейсы), за 9 месяцев 2019 года в Марокко приехали на прямых авиарейсах 8 482 российских туриста (падение на -25,5%).МАРОККО ЛЕТОМ НЕ ОПРАВДАЛО ОЖИДАНИЯ ТУРОПЕРАТОРОВИнтерес российских туристов к поездкам в Марокко вот уже несколько лет не демонстрирует положительной динамики, отмечают туроператоры, работающие на направлении.Об этом говорит и тот факт, что ANEX Tour, единственный туроператор, у которого на Марокко стояла чартерная цепочка AZUR Air, в этом году оптимизировал объемы перевозки, оставив один рейс в 10/11 ночей. Мы летали в Марокко в период с мая по сентябрь. Спрос на направлении соответствовал запланированным объемам и не превышал прошлогодних показателей, – отметили в пресс-службе туроператора ANEX Tour.Туристов за летний период было меньше, поскольку и чартерных рейсов в Агадир было меньше. К тому же часть программ туроператоры свернули чуть раньше запланированного. Причина – в том, что многие популярные варианты размещения в Агадире были недоступны. Произошло это из-за роста спроса на Марокко со Западной Европы, рынков арабских стран, а также усилением позиций внутреннего рынка, – поясняет Филипп Обручев-Миронов руководитель группы субмассовых направлений компании Интурист.На уменьшение летнего турпотока повлияли не только чартеры, которых было очень мало, говорят эксперты: меньше стало туристов и на регулярных рейсах, которые выполняет 3 раза в неделю нац. перевозчик Royal Air Maroc.Дело не только в чартерах, говорят эксперты, меньше стало туристов и на регулярных рейсах, которые выполняет 3 раза в неделю нац. перевозчик Royal Air Maroc.Сам перевозчик доволен загрузкой. Мы видим большой спрос на наши рейсы, загрузка практически всегда 100%., – рассказала Натальи Устинович, представителя авиакомпании Royal Air Maroc.Туроператоры объясняют такую ситуацию. На эти рейсы вырос спрос со стороны бизнес-пассажиров и транзитников. Соответственно, доступных для туристов тарифов летом практически не оставалось в свободной продаже, – говорит Филипп Обручев-Миронов.А если и оставалось, продолжают эксперты, то туристы не были в восторге от тарифов, которые находились на уровне 400 евро в обе стороны, к тому же, рейсы Royal Air Maroc выполняются из Москвы в Касабланку и для того, чтобы добраться до самого популярного пляжного курорта Марокко – Агадира туристам нужно делать стыковку.Таким образом время, потраченное на перелет до Агадира становится соизмеримым времени полета до популярных курортов Юго-Восточной Азии, где туристы, как известно, могут отдохнуть за гораздо меньшие деньги. Кроме того, соседний бюджетный Тунис с прямыми чартерами оттягивает от Марокко большое количество туристов, что, собственно, отражено и в официальной статистике прибытий россиян в эту страну.Марокко сейчас на корню проигрывает ценовую борьбу с популярными у россиян летними пляжными направлениями, – говорит Артур Мурадян, генеральный директор туроператора Space Travel.Марокко сейчас на корню проигрывает ценовую борьбу с популярными у россиян летними пляжными направлениями, – говорит Артур Мурадян, генеральный директор туроператора Space Travel.Г-н Мурадян убежден, что ситуация, сложившаяся на марокканском направлении, в некотором роде повторяет ситуацию с Иорданией и Оманом. Кейс Марокко – это тот случай, когда потенциальный рост турпотока блокируется недостаточной отельной базой и отсутствием ценовой конкуренции между авиакомпаниями.Наблюдатели уверены, что для того, чтобы выправить ситуацию, Royal Air Maroc нужно увеличить объемы перевозки, либо же на направление должен выйти еще один перевозчик с конкурентными тарифами. Неплохо было бы, чтобы национальный авиаперевозчик увеличил емкости своих бортов, поставив более вместительные самолеты, – замечает Артур Мурадян.По словам Натальи Устинович из Royal Air Maroc, есть вероятность того, что количество рейсов из России в Марокко в следующем году будет увеличено. Не исключено, что в следующем году объемы будут увеличены. Пока же мы летаем в Касабланку из Москвы 3 раза в неделю. Благодаря код-шеринговому соглашению с а/к S7, которое мы заключили в прошлом году, перелет на Royal Air Maroc легко состыковать с рейсами российских перевозчиков из 12 городов РФ, – говорит она.Еще одна причина стабильного падения потока россиян в Марокко, на которую обратил внимание Артур Мурадян из Space Travel – плохая информированность о туристических возможностях этого североафриканского королевства.В 2018 году практически полностью отсутствовала реклама Марокко на российском рынке, что естественно сыграло отрицательную роль в продвижении направления. И если летний сезон более или менее идет, но вот на зимний сезон бронирования единичные, – отметил г-н Мурадян. При этом туристические власти страны позиционируют Марокко как круглогодичное направление.Российские эксперты полагают, что Марокко есть, что предложить туристам в зимний сезон, но существует ряд факторов, которые делают крайне трудным продажи этой страны в межсезонье.ЧТО ДЕЛАТЬ В МАРОККО ЗИМОЙОтдыхать в Марокко, говорят эксперты, можно в любое время года, в зависимости от региона страны и цели поездки. В Марокко 300 солнечных дней в году и температура воздуха, скорее всего, не опустится ниже +8 градусов. А на юге страны в конце декабря – феврале и вовсе стоит лето по европейским меркам – температура держится на комфортном уровне +25 градусов.Чем же заняться в Марокко зимой? Самое интересное, что туристов ожидает в Марокко зимой, – это экскурсии, – поясняет Филипп Обручев-Миронов из Интуриста. – Помимо этого, зимний Марокко – это широкие возможности для экзотического шопинга, посещения всевозможных развлекательных шоу, активного отдыха (катание на верблюдах, на чистокровных лошадях, игра в гольф и теннис), экстремальных туров в горы и пустыню, талассотерапии.Наиболее востребованная экскурсионная программа у российских туристов в Марокко зимой – это Имперские города, включающая посещение таких древних городов как Касабланка, Менес, Фес, Эрфуд и Марракеш.Интересно, что в Марокко есть даже горнолыжный туризм, так что туристы, побывав в пустыне, могут отправиться в Атласские горы, чтобы встать на сноуборд или горные лыжи. Горнолыжные курорты, открытые в зимний сезон с декабря по апрель, расположены в часе езды от города Мараккеш. Этот город является любимым местом туристов, предпочитающих активную ночную жизнь: по количеству и качеству ночных клубов и баров он не уступает популярным среди тусовщиков европейским курортам. А еще Мараккеш – это, конечно, интереснейшие экскурсии и настоящая восточная сказка.По словам Филиппа Обручева-Миронова, наиболее востребованная экскурсионная программа у российских туристов в Марокко зимой – это Имперские города, включающая посещение таких древних городов как Касабланка, Менес, Фес, Эрфуд и Марракеш.ПОЧЕМУ НЕ РАСТЕТ СПРОС НА ЗИМНИЙ МАРОККОКомментируя ход зимних продаж, эксперты Интуриста назвал их неплохими, обратив внимание на то, что сейчас поток пассажиров, летающих рейсами RoyalAirMaroc, чуть сбалансировался, а потому появилась возможность предоставлять более доступные варианты в рамках экскурсионных пакетов.Если летом мы видели спад продаж (из-за дороговизны продукта в первую очередь), то сейчас часть туристов, которые хотели побывать в стране, выбирают даты в период с ноября по март. Будем надеется, что эта тенденция продолжится, а на следующий год перевозчик поставит большие мощности на Москву и откроет другие города прилета в нашей стране, – выразил надежду г-н Обручев-Миронов.Другие эксперты, однако, не разделяют оптимизма коллеги по ряду причин. Во-первых, Марокко все таки направление летнее, если говорить о массовом потоке. Что касается зимнего сезона, то, да, это идеальное время для экскурсионного отдыха, но здесь опять же стоит вопрос продвижения, а точнее – его отсутствия.Зимнее Марокко – очень интересный продукт, но нам нет смысла продвигать его исключительно своими силами. Судите сами: зима – это сложная логистика, это большие трудозатраты, а еще это прибыль, не соответствующая вложенным силам. Цены на групповые заезды невысокие, спрос при этом небольшой, а потому и рентабельность низкая. Мы могли бы нивелировать низкие доходы с экскурсионных групповых туров объемами продаж, но ведь этих объемов просто нет, – рассуждает Артур Мурадян из Space Travel.Российские эксперты вновь и вновь возвращаются к вопросам грамотного продвижения направления.На мой взгляд, неверно выбран курс продвижения. Сейчас Марокко продвигает себя, в том числе как направление для гольф-туризма. Да, это элитный сегмент, однако он крайне несбалансирован по спросу, тоже самое касается и горнолыжного отдыха – это узкопрофильный сегмент, не имеющий отношение к массовому потоку, – отметил Артур Мурадян.На мой взгляд, неверно выбран курс продвижения. Сейчас Марокко продвигает себя, в том числе как направление для гольф-туризма. Да, это элитный сегмент, однако он крайне несбалансирован по спросу, тоже самое касается и горнолыжного отдыха – это узкопрофильный сегмент, не имеющий отношение к массовому потоку, – отметил Артур Мурадян.Подводя итоги, эксперты отметили, что при отсутствии правильной рекламы Марокко на российском рынке, должной поддержки туроператоров со стороны властей страны, отсутствии адекватных тарифов на перевозку и как следствие привлекательных цен на туры, Марокко не стоит ожидать серьезного увеличения российского турпотока.Александра Полянская, корреспондент Вестника АТОРВНИМАНИЕ:Еще больше интересных материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.Читать можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в Академии АТОР.Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

Источник

Материалы по теме