Как развивать территории России с помощью креатива

TravelWeekly, 11.12.2019

Руководитель конкурса «Мастера гостеприимства» Евгений Малыгин рассказал о творческих способах привлечения туристов в регионы 

Развитие туризма во многом связано с развитием креативных возможностей. Это давно поняли в Европе, где государство выделяет бюджеты на развитие творческой интеллигенции и кластеров, которые привлекают потоки путешественников. Агломерации с обилием мастер-классов, театральных и музыкальных сообществ и отличной инфраструктурой могут привлекать массового туриста и практически полностью себя окупать. Однако для инвесторов это зачастую «длинные деньги». Как двигаться России по этому пути, рассказал Евгений Малыгин, руководитель конкурса «Мастера гостеприимства» президентской платформы « — страна возможностей». Люди творческих профессий — душа любой нации, и они привлекают других в свои анклавы, будь то квартал художников Монмартр в Париже, «Винзавод» в Москве, «Медиаполис» в Тюмени или «Ткачи» в Санкт-Петербурге. Именно в креативных пространствах кипит жизнь, здесь проходят выставки, мастер-классы, показы. Все это привлекает не только местных жителей, но и туристов. И об этом мы говорим в рамках конкурса «Мастера гостеприимства».Пока в России не много таких мест, так как инвесторы не торопятся поддерживать творческие проекты. Большинство креативных кластеров сосредоточены в Москве и в Санкт-Петербурге. И это логично, поскольку там крутятся бюджеты, а в регионах с ними, зачастую, дело обстоит куда хуже. Если такие пространства и появляются, то все, как правило, держится на энтузиазме творческой интеллигенции. В пример можно привести арт-пространство «Все свои» в Нижнем Новгороде, где проходят выставки, спектакли и концерты.Если же говорить о креативном развитии территорий, то подразумевается, что таких творческих пространств будет становиться все больше. При этом они должны обладать развитой инфраструктурой (нужно, чтобы работал wi-fi, объекты питания и т.д.), также подразумевается, что жители и гости города с легкостью могут добраться до места назначения.Кстати, к креативным пространствам можно отнести не только кластеры, вроде ARTPLAY, но и художественные галереи, театры, концертные залы, музеи. Например, в городе Переславле-Залесском, который находится примерно в 150 км от Москвы в Ярославской области, энтузиасты создали интересные выставочные экспозиции. Это Музей Утюга и Дом Чайника, которые неизменно привлекают туристов своей необычностью, юмором и креативом.А еще в Переславле-Залесском есть деревянная усадьба Берендеево царство, где устраивают творческие мастер-классы, проходят ярмарки народных промыслов и праздники для детей. Это тоже один из примеров креативного развития для региона. Кластеры ремесел — важная составляющая для привлечения массового туриста. В нашей стране практически каждый городок может похвастаться разными видами народных промыслов. Это может быть деревянное зодчество, плетение, ткачество, гончарное искусство, роспись, работы по металлу и т.д. Продукты народного творчества тем и хороши, что они аутентичны, материальны, их можно увезти с собой на память в другую страну или город. Путешественникам интересно не только посмотреть на сами старинные предметы домашнего быта, украшения или одежду, им будет любопытно узнать процесс изготовления. А если в нем можно поучаствовать самим, то это вдвойне ценно. Это тот культурно-познавательный опыт, который человек заберет из путешествия домой. Поэтому так востребованы всевозможные ремесленные мастер-классы. По такому принципу с успехом уже работают в Суздале Владимирской области и в Городце Нижегородской области. Но таких мест должно становиться все больше, и их необходимо развивать. Напоследок я бы выделил для креативного развития территорий такую форму привлечения туристов, как музей-усадьба. У нас уже есть Ясная Поляна и Музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова в Тульской области, Большое Болдино в Нижегородской области, Усадьба Мураново имени Федора Ивановича Тютчева в Московской области.Но таких памятников, связанных с именами великих писателей, композиторов, поэтов, художников можно сделать еще больше. Тем более что творцы второй половины прошлого века практически не избалованы подобным вниманием. Например, для небольшого музея Венедикта Ерофеева в Петушках Владимирской области пришлось несколько лет выбивать помещение, и родственники по крупицам собирали наследие писателя. До сих пор нет музея поэтов Лианозовской школы, никто не создал мемориальную квартиру или дом в честь поэта Дмитрия Пригова. Перечислять можно практически бесконечно…Важно, что государство обратило внимание на развитие территорий, только после инвестиций в регионах могут появиться творческие пространства со всей необходимой инфраструктурой. Поэтому появляются интересные инициативы,  вроде всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства». Вместе с участниками мы попытаемся найти новые точки для креативного развития разных городов по всей стране, для того, чтобы культурно-познавательный туризм в России привлекал всё больше путешественников.Елена Ковалева

Источник

Материалы по теме