Объемы российского авиарынка в апреле могут сократиться до 90%

TravelWeekly, 07.04.2020

Авиаперевозки в России могут практически полностью прекратиться уже в апреле 2020 г., считают эксперты. Самолеты придется приземлить из-за отсутствия спроса, как на международных, так и на внутренних рейсах. Оптимистичный прогноз — сокращение мощностей на 70% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, пессимистичный — на 90% и более.После окончания вывоза российских туристов из-за рубежа объем международной перевозки в России упадет до нуля. Рейсы по стране пока не запрещаются, но из-за введенного во всех регионах ограничений на передвижение людей (самоизоляция), практически нет спроса и на внутреннюю авиаперевозку.Российские авиакомпания отменяют рейсы на маловостребованных и невостребованных маршрутах по России.Так, авиакомпания Россия ранее сообщила о временном сокращении программы полетов по ряду дальневосточных направлений. В период с 3 апреля по 1 мая перевозчик приостанавливает выполнение рейсов из Москвы в Хабаровск, Южно-Сахалинск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский.Аэрофлот сократил частоту полетов на внутренних линиях. Пока анонсировано сокращение на период с 4 по 10 апреля 2020 г.Изменения связаны с падением спроса на внутренние авиаперевозки вследствие принятых ограничений на передвижения, — пояснили в авиакомпании. Сокращение коснулось фактически всех внутренних направлений перевозчика. Например, количество рейсов из Москвы в Петербург сократилось в 2 раза (со 140 до 70 в неделю), в Сочи — с 77 до 32-х, в Симферополь — с 42 до 25-ти в неделю.В авиакомпании S7 Airlines Вестнику АТОР сообщили, что перевозчик проводит плановую корректировку расписания полетов в соответствии с актуальным пассажиропотоком. В большинстве случаев речь идет об изменении частотности, в некоторых — более позднее начало полетов в летнем расписании.Авиакомпания Победа полностью приостановила все полеты в апреле и мае 2020 г., включая внутренние рейсы. Часть пилотов, бортпроводников, отправлены в оплачиваемые отпуска, другие находятся в простое. Всего в Победе работают примерно 1000 человек.Авиакомпания Nordwind с этой недели будет летать только из Москвы, сократив перевозку из регионов.ПАДЕНИЕ ТРАФИКА НА ВНУТРЕННИХ ЛИНИЯХ МОЖЕТ СОСТАВИТЬ ОТ 70 ДО 90%Опрошенные Вестником АТОР эксперты считают, что тенденция сокращения рейсов внутри России только продолжится.Если в марте сокращение на внутренних направлениях составляло 20-30% от аналогичного периода прошлого года, то в первой декаде мы можем увидеть снижение объема внутренней перевозки не менее, чем на 70%, — говорит один из экспертов авиаотрасли, пожелавший остаться неназванным.Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.Ru, не исключает и более пессимистичный сценарий. Будет неплохо, если мы увидим сокращение на 70%. Но если смотреть на опыт других стран, то падение может достигнуть 90%, — говорит эксперт.Он напомнил, что многие пассажиры пользуются внутренними рейсами для того, чтобы затем вылететь за границу из крупных городов России.Около 80% всей авиаперевозки в России завязано на Москве. Сейчас международных рейсов нет, а это уже означает автоматическое падение спроса на внутреннюю перевозку, — поясняет Роман Гусаров.КОГДА ВСЁ ВОССТАНОВИТСЯ?На данный момент эксперты не видят предпосылок для улучшения ситуации — меры по нераспространению коронавируса в России только ужесточаются. Россиянам рекомендовано не покидать свои дома без веской на то причины. В Москве и регионах растет количество зараженных COVID-19.Из-за временного сокращения мобильности населения авиакомпании России, как, впрочем, и многих других стран, терпят колоссальные убытки. Лизинговые платежи за самолеты рассчитываются в валюте, а это, учитывая обвал курса рубля, еще более серьезный удар по бюджетам авиакомпаний.К слову, сложнее здесь приходится перевозчикам с многочисленным и более новым флотом (лизинговые платежи за новые самолеты выше), — отмечает Роман Гусаров.Многие авиакомпании принимают решение о консервации деятельности, самолеты ставятся на бетон. Авиакомпаниям необходимо решать вопрос и с персоналом. Так, например, Аэрофлот еще в середине марта предложил многим сотрудникам уйти в отпуска. В этой авиакомпании работает более 30 тыс. сотрудников.Восстанавливаться всё будет очень долго. С того момента, как будет зафиксирован последний заболевший, должно пройти время карантина. Если к началу июня мы победим коронавирус, то начнется восстановление и подъем сегмента авиаперевозки. Скорее всего, сначала будут разрешены только рейсы по России. Первыми откроются российские курорты, где может быть и аншлаг, — рассуждает Роман Гусаров.При таком оптимистичном сценарии туристов на российские курорты в этом году может хватить, чтобы более-менее заполнить имеющуюся инфраструктуру. Однако нельзя забывать о том, что начнут проявляться макроэкономические проблемы: многие россияне остались и останутся без работы, коронавирус и связанные с ним ограничения нанесли колоссальный урон многим отраслям экономики.Количество путешественников станет меньше, мы откатимся на несколько лет назад. Авиакомпании продолжат генерировать убытки, т.к. имеющийся штат персонала и количество самолетов рассчитано на большой пассажиропоток. При этом сценарии авиакомпании выйдут на уровень до коронавируса только к лету 2021 г. Без финансовой поддержки авиаотрасли не выжить, — резюмирует эксперт.ВНИМАНИЕ:Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.смЧитать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в Академии АТОР.Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.