После кризиса турагентства могут ввести платные консультации

TravelWeekly, 09.04.2020

«Для одних кризис — это крах, а для других – возможность для развития и расширения. Выживут сильные — те, кто в сложнейших условиях сможет сохранить бизнес и команду, а также сумеет поддерживать лояльность клиентов», — таким оказался лейтмотив очередной онлайн-встречи, состоявшейся в рамках организованного Комитетом по туризму Москвы и компании Profi.Travel антикризисного интенсива, — сообщает наш специальный корреспондент. И эксперты, и многие участники конференции уверены: российский туризм ждут тяжелые времена и долгий период восстановления. По общим оценкам, даже если уже в мае основные ограничения будут сняты, только к июлю-августу можно ожидать сколько-нибудь значимого спроса.Однако это не означает, что сейчас, когда продажи практически «встали» и перспективы бизнеса туманны, ничего не надо делать. «Кризис – это проверка на лояльность и вынужденный тимбилдинг, — заявила, к примеру, Вероника Бирман, глава туристической компании «Экзотик Тайм». – Поэтому лучше сократиться сразу и быть плохим, чем хорошим и гордым, но недолго… Не надо бояться честно и без пустых обещаний сказать коллективу компании о том, на что он может рассчитывать. И лучше сразу же максимально сократиться до «скелета», тем самым повысив степень «плавучести» предприятия».Эксперт пошагово рассказала о тех мерах, которые способны не только сохранить, но и сделать бизнес сильнее даже в тех условиях, которые сложились, предложив с максимальной эффективностью использовать вынужденную паузу в продажах для получения новых знаний и совершенствования навыков специалистов. В свою очередь, Артур Мурадян, генеральный директор компании Space Travel, уверен, что из кризиса надо максимально быстро извлечь уроки: он тоже предложил целый ряд мер, которые способны поддержать туризм и сделать его более конкурентоспособным.В частности, по его оценке, необходимо на законодательном уровне разграничить зоны ответственности (в т. ч. материальной) между разными игроками рынка туризма, разработать прозрачный механизм действий в случае форс-мажорных обстоятельств, а также изменить систему страхования в отрасли, перейдя на страхование каждой реализуемой путевки. «Один из первых шагов, которые необходимо предпринять прямо сейчас – нормативно утвердить форму ваучера, гарантирующего туристу сохранность его средств при их депонировании, – говорит он. – В этом случае у клиента, который не может получить обратно «живые» деньги, появится уверенность в том, что они не пропадут и затем будут использованы на организацию другой поездки на отдых». Как считает эксперт, не лишним будет и появление туров, определенный процент стоимости которых (5-10%) в любом случае будет невозвратным и останется у агента или оператора. «Кроме того, надо четко разделять, с одной стороны, услуги по консультированию и подбору тура, а с другой – по его бронированию, — полагает эксперт. – Именно первое позволит агентам сохранять заработок в условиях постоянного снижения комиссии». Согласна с этой точкой зрения и генеральный директор компании «Мой Агент» Виктория Кизимова: «Заключать договор на консультирование и подбор тура – это в порядке вещей, – считает она. -Пока операторы давали высокую комиссию при бронировании туров — это было тяжело внедряемо, но сейчас, когда она стремится к нулю – самое время внедрять системы взимания платы за подбор поездки». Солидарна с ней в оценке перспектив и директор департамента продвижения и развития этой же компании Анна Филиппова. «Ценность агента перетекает в экспертную плоскость – он все больше ценится за способность подбирать туры под запрос, – говорит она. — Именно в этом направлении, скорее всего, и будет в дальнейшем развиваться рынок – агент все больше становится консультантом, оказывающим клиенту индивидуальные услуги». А поскольку в имеющихся реалиях эта работа (т. е. самостоятельное формирование агентом тура из подходящих клиенту услуг) подчас выходит за рамки правового поля, специалисты предложили изменить законодательную базу, введя в нее понятие оператора индивидуального туризма. Надо сказать, что «низы» к инициативам экспертов отнеслись с пониманием. В частности, в одном из комментариев значилось: «многие туристы нашу компетентность и за труд не считают, думают, что агент просто кнопочки нажимает». «Самим агентам надо ценить свой труд и преподносить его туристу как ценность», — резюмирует другой.При этом онлайн-голосование, запущенное параллельно конференции, показало: в настоящее время только 9,6% агентов заключают консультационные договоры с клиентами.