Юристы посоветовали турбизнесу уделить максимум внимания «формальностям»

TravelWeekly, 10.04.2020

Как считают правоведы, по причине массового неисполнения обязательств по договорам судебных разбирательств между участниками процесса реализации туристического продукта не избежать. «Однако при тщательной подготовке к будущим разбирательствам в судах потери можно хотя бы минимизировать», — уверены юристы, принявшие участие в онлайн-конференции, организованной Комитетом по туризму Москвы и компанией Profi.Travel, — сообщает наш специальный корреспондент. При этом Георгий Мохов, член Правления Российского Союза туриндустрии и директор юридического агентства «Персона грата», сразу же предупредил членов туристического бизнес-сообщества о том, что «имеющаяся законодательная база – это одна история, а как будет складываться судебная практика в реальности в ближайшем будущем – другая».«Практика показывает, что суды, рассматривая обстоятельства дел в сфере туризма, чаще становятся на сторону клиента, — констатировал он. – И ожидать, что теперь ситуация изменится, не стоит: вряд ли они станут защищать интересы предпринимателей». По его мнению, возникшую из-за фактической остановки туризма паузу представители бизнеса могут использовать хотя бы для того, чтобы досконально разобраться с нюансами законодательства и документами.«Для агента сейчас главное – по-максимуму грамотно формализовать отношения с туристом и оператором с той целью, чтобы обеспечить защиту своих интересов в судебной инстанции». – полагает он.В связи с чем посоветовал не только найти все нужные для этого «бумаги», но и обратить внимание на то, что суды при рассмотрении дел берут во внимание именно бумажные варианты всех документов. Даже если процесс реализации тура проходил онлайн, все документы нужно распечатать и, при необходимости, заверить. Георгий Мохов в деталях рассказал и о нюансах законодательства. В частности, пояснил, что, согласно ст. 401 Гражданского кодекса РФ, «лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств». «Наступление обстоятельств непреодолимой силы, в обиходе именуемых «форс-мажор», не прекращает договор автоматически и не освобождает от обязанности предоставить услуги, но период их оказания откладывается на период действия обстоятельств. – сообщил юрист. — Именно для этого и нужно сейчас заключение ТПП о «форс-мажоре». Что касается фактически понесенных расходов, эксперт предупредил: к ним можно отнести только имеющие прямое отношение к исполнению договора и «только документально подтвержденные».А когда речь заходит о переносе сроков оказания услуг — стороны должны письменно оформить двустороннее соглашение или одностороннее обязательство (гарантийное письмо, сертификат, ваучер и т. д.), которое должно быть именным и четко указывать все параметры оказания услуги, касающиеся сроков, их стоимости и т. д. В свою очередь, руководитель Правового центра «Гладун Консалтинг» — Анна Гладун не только сообщила о юридических тонкостях организации и проведения авторских туров, но и детально рассказала о документах, которые должны быть оформлены в сложившейся ситуации. Вплоть до того, что продемонстрировала образцы заполнения целого ряда «бумаг». В частности, допсоглашения к договору о реализации турпродукта, которое как раз и предусматривает достижение консенсуса между продавцом и покупателем тура в том случае, если его проведение переносится по срокам.«Если турист пока не знает, куда и в какие сроки он полетит в рамках перенесенного тура, предварительного нового договора с ним заключать не надо, — констатировала юрист. – Стороны должны подписать допсоглашение, в котором, в частности, будет указано и то, что турист согласен зачесть внесенные им ранее средства в счет будущей поездки».