Эксперты туррынка и перевозчики: «Мы все под ударом»

TravelWeekly, 21.04.2020

В конце прошлой недели сервис путешествий Туту.ру собрал вместе на открытой Zoom-конференции представителей транспортной отрасли (авиация, поезда, автобусы, электрички), туристического бизнеса, представителей власти и журналистов. Тема дискуссии звучала так: «Как пандемия ударила по рынку пассажирских перевозок?». Своим опытом поделились представители АТОР, ТКС, ЦППК, РСТ и других общественных организаций и компаний. Послушать экспертов и задать вопросы собралось в онлайне около 130 человек. Каждый спикер отвечал на три важных вопроса: какова ситуация на рынке, как его компания справляется с трудностями и какие есть перспективы.  Прогнозы у спикеров различались по уровню оптимистичности, а вот в оценке текущей ситуации, которая происходит на туррынке, все сошлись. Открыл онлайн-конференцию заместитель генерального директора по развитию бизнеса Туту.ру Игорь Сивец: «Мы все здесь под ударом кризиса. Возвраты растут, накладные расходы растут. Нагрузка на контакт-центр в пиковые дни десятикратная по сравнению с обычными показателями. Продажи драматически падают. Но наша позиция такова, что мы без крайней необходимости не рекомендуем путешествовать. Об этом говорит и наш обновленный логотип». По данным Игоря Сивца, наиболее пострадавшая отрасль — авиация. Падение продаж — более 90%. По России остались всего 12% рейсов от общего объема, а рейсы за рубеж почти полностью приостановлены. Авиаперевозчики пошли по зарубежному сценарию и прекратили возвраты живыми деньгами, заменив их сертификатами, промокодами, баллами или переносами рейсов на более поздний срок. При этом есть позитивный момент — банкротств авиакомпаний на российском рынке пока нет. Падение продаж по рынку автобусных перевозок составляет 80-85%. Наиболее стабильная ситуация сохранилась на железной дороге. «Продажи в ж/д просели на 80%, но отмены затронули менее 15% рейсов. И возвраты на рейсы с 1 апреля по 1 июня идут без штрафов даже по тем билетам, где тариф предполагал штраф за возврат», — говорит Игорь Сивец. В сегментах автобусных и ж/д-перевозок возвраты деньгами продолжаются, банкротств также пока нет.  Исполнительный директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе в своем выступлении отметила, что туроператоры и турагенты — в самой серьезной зоне риска. По мнению Майи Ломидзе, сейчас нет смысла спекулировать на тему сроков окончания кризиса в туротрасли и последствий пандемии для турбизнеса из-за того, что приходится «фактически решить уравнение со многими неизвестными». Нужно понимать сроки, когда закончится сама пандемия в разных странах мира, знать, какая будет ситуация в этом момент в России с курсом рубля, объемом безработицы, реальными доходами и платежеспособностью, а, в-третьих, нужно знать, какие компании в турсекторе останутся на рынке». Руководитель регионального совета Российского союза туриндустрии (РСТ) Ольга Санаева поделилась мнением, что любые транспортные перевозки должны иметь особый туристический тариф, так как транспортный блок практически всегда включается в туристический. Президент Ассоциации работников транспорта и туризма (Ростов-на-Дону) Ирина Ал Зирки сообщила о сокращении автобусных пассажирских перевозок на 85%. А гендиректор эстонской компании «Евролайнс» (российское представительство Lux Express Group) Райт Реммель сообщил, что, если еще два месяца назад у них было 240 с лишним отравлений в день, то сейчас осталось всего 20, ежедневно курсировали 100-110 автобусов, а теперь только десять: «Реальность такова, что, если мы возьмем в апреле рейсы, которые связаны с Петербургом, то у нас должно было быть 50 тысяч пассажиров, теперь у нас их ноль.Картинка довольно-таки грустная, но повод для оптимизма есть. Мы провели маленький опрос среди своих клиентов, спросили у них про готовность после всех ограничений, путешествовать. Нам ответили 1500 с лишним человек, и 85% в течение следующих пары месяцев планируют выехать куда-то как туристы». В течение этой недели наш портал более подробно расскажет о наиболее интересных выступлениях экспертов, прозвучавших в ходе дискуссии.