Игорь Зворыкин: «Я не полководец, а менеджер»

TravelWeekly, 25.04.2020

Печальная новость: не стало Игоря Зворыкина, — блестящего профессионала и основателя компании «Академсервис», которая в 90-е годы была одним из лидеров российского туризма, работая на множестве выездных направлений и ежегодно отправляя за рубеж десятки тысяч туристов. Игорю Зворыкину было всего 55 лет, в последние годы он серьезно болел. Игорь окончил химический факультет МГУ; еще аспирантом, работая в комитете комсомола МГУ, занимался на общественных началах приемом иностранных студенческих групп и организацией международных стройотрядов. Корпорацией «Академсервис» он руководил в качестве соучредителя и генерального директора с 1990 по 2000 годы.В 2002–2004 годах работал заместителем председателя Комитета по туризму Краснодарского края, отвечая за реорганизацию гостинично-курортного комплекса Черноморского побережья и разработку комплексной маркетинговой программы курортов Краснодарского края.Последние 15 лет он являлся бизнес-консультантом в области eCommerse, участвовал в разработке и маркетинге отраслевых платежных решений, руководил созданием таких платежных систем, как «Хронопэй» и «Хэндибанк». Несколько лет назад Игорь дал большое интервью журналу Турбизнес, в котором он  рассказал о первых годах работы легендарного холдинга «Академсервис» и тех новинках, которые он привнес в отечественную индустрию туризма.Как рассказывал Игорь, «Наша компания была основана в 1990 году, под маркой «Академэкспресс» в регионах действовали 11 филиалов и до 900 агентов. У компании было 12 дочерних фирм в Москве, занимавшихся розничной продажей туров. В лучшие времена доходы корпорации на въездном и выездном направлениях составляли до $50 млн в год. В 1992 году мы стали «первооткрывателями» пляжных направлений, первым из которых стал Кипр. Затем добавились курорты Греции, Тунис, Испания, Египет, Юго-Восточная Азия и другие. В тот момент основной оборот приходился на выездной туризм. Почему? Потому что въездной энтузиазм 80-х, вызванный перестройкой, примерно к 1991 году успокоился. Тогда на весь СНГ приходилось, наверное, не больше тысячи гостиниц и других мест размещения, пригодных для квалифицированного обслуживания — потенциал приема в этом смысле был исчерпан. Следующим пионерским направлением стало развитие информационных технологий: еще до появления интернета мы стали продавать гостиницы через GDS’ы — глобальные дистрибьюторские системы. Мы первыми начали принимать оплату по кредитным картам, а в 1996-м запустили российский туристический сайт. Интересно, что нам уже в 1993-м удалось спрогнозировать востребованность такого направления, как бизнес-туризм. Мы поняли, что деловые путешествия сулят существенные потоки. Опираясь в том числе и на эту перспективу, «Академсервис» и стал плотно заниматься автоматизацией процесса бронирования, достигнув на этом пути значительных технологических и коммерческих успехов”. Анализируя причины, приведшие в конце 90-х к уходу туроператора с рынка выездного туризма, Игорь Зворыкин отмечал: «Были периоды, когда мы чересчур быстро росли, слишком много вкладывали в развитие, а этот процесс следовало бы соразмерять с общим прогрессом экономики. Из нашей истории можно вынести такой урок: каждое новое направление требует осторожного подхода — его выход на полную мощность должен приходиться, скажем, на третий сезон.Какое-то время назад мне на глаза попался японский рецепт, касающийся пропорций бизнеса: у компании должно быть два или больше направлений, дающих стабильную прибыль, еще два — развивающихся и одно — венчурное. Мы такому правилу не следовали”. А затем «пришло сознание того, что, хотя многое было сделано своими руками (и самостоятельно, и с коллегами), но наступила пора, когда необходимо переключиться с одного вида деятельности на другой, который постепенно стал для меня главным. Я говорю об электронной коммерции, платежных и клиринговых системах”. Наконец, отвечая на вопрос нашего корреспондента о своих самых больших достижениях, Игорь ответил: Я не полководец, а менеджер, и потому подобными категориями не мыслю. Работая в качестве консультанта многих стартапов, я видел успешные взлеты, видел и проекты-«серенькие мышки», и часто складывалась ситуация, когда проект или инвесторы не выдерживали мук рождения… Медиахолдинг «Турбизнес» выражает искренние соболезнования родным, близким и коллегам Игоря Зворыкина — всем, кто знал его как блестящего профессионала и обаятельного человека.