2020: Подводим итоги, строим прогнозы

TravelWeekly, 31.12.2020

Зарина Догузова, руководитель Ростуризма:- У 300 тыс. россиян, которые  в этом году воспользовались новой программой кешбэка, появилась возможность дешевле отдохнуть, сэкономить, а кто-то поехал исключительно благодаря тому, что была эта программа.Второй очень важный эффект — мы, конечно же, поддержали в этот очень тяжелый год индустрию, отрасль, туроператоров, гостиницы и еще десятки смежных отраслей, которые задействуются, когда турист едет отдыхать. Мы исходим из того, что где-то до 13 млрд рублей было привлечено в региональные экономики. За этими словами люди, миллионы людей, которые работают в индустрии гостеприимства, и мы таким образом поддержали в регионах занятость, дали людям возможность заработать, отрасли — работать. И, конечно, эта мера наряду с другими мерами поддержки внесла свой вклад в то, что рынок в целом сейчас стабилен, банкротств туроператоров нет. Мы сейчас ведем работу над национальным проектом. Основные подходы к его формированию уже поддержаны, утверждены. Рассчитываем, что в окончательном виде нацпроект будет утвержден в первом полугодии следующего года. Мы в его основу положили идею о новом подходе к путешествиям как части образа жизни современного человека. Поэтому мы для себя наметили, по сути, два ключевых трека. Первый — создание возможностей для частых, коротких, межрегиональных поездок на территории всей страны, которые повышают, с одной стороны, связанность страны, а с другой стороны, дают людям возможность доступно, комфортно отдыхать в том числе недалеко от дома.И второй трек связан с системным, комплексным, поэтапным развитием тех территорий, которые являются визитными карточками нашей страны, создание на них курортов федерального масштаба — это Байкал, Камчатка, Алтай и многие другие территории.  Рассчитываем, что восстановление внутреннего туризма в следующем году продолжится. Все будет зависеть от того, как эпидемиологическая ситуация будет развиваться. Я думаю, что следующий год при благоприятном сценарии уйдет на восстановление докризисных показателей.Если мы говорим в целом про оборот отрасли, он сильно зависит от въездных потоков. Въездные потоки, не думаю, что восстановятся раньше 2022 года. А если говорить о таких активных туристических потоках, не думаю, что это произойдет раньше второго полугодия следующего года. Андрей Игнатьев, президент Российского союза туриндустрии:- Самыми пострадавшими в этом году, являются, конечно, туроператоры, которые работали по приему иностранных туристов. И пока границы закрыты – а мы думаем, что они будут закрыты до августа — сентября как минимум из разговоров с иностранными партнерами – те туроператоры, которые занимались приемом, не получат своего клиента. Рынок въездного туризма потерял на сегодняшний день практически 95-97% объема зарубежных клиентов. Что касается выездных туроператоров, они также переориентировались этим летом на работу по территории России, были запущены первые чартеры в Хакасию, Бурятию именно ими. Это крупнейшие операторы, которые занимались выездом, и сейчас развитие внутреннего туризма в первую очередь поддерживается этими крупными туроператорами, они выступают локомотивом развития внутреннего туризма у нас в стране. Операторы, которые традиционно занимались развитием внутреннего туризма, они говорят, что падение по этому году у них составило примерно 30-40% относительно прошлого года, но объем в 60-70% от прошлогоднего потока дает возможность говорить о достаточно стабильной работе на рынке. Конечно, какая-то часть туроператоров и турагентств уйдут с рынка на рубеже февраля-марта 2021 года, не получив объема клиентов. Но я не вижу больших проблем, связанных с невывозом туристов, потому что граница закрыта.То, что мы делали в марте, когда в течение двух-трех недель турбизнес вывозил сотни тысяч туристов из-за рубежа, такого уже не будет. Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России- Негативные прогнозы не сбылись. Но рынку невозможно было бы адаптироваться, если бы не меры поддержки, которые предложило правительство (отсрочка обязательств туроператоров до 31 декабря 2021 года и акция с кешбэком), а также роли регулятора, которую мы наблюдали в 2020 году. Стоит заметить, что их всех мер поддержки реально были востребованы только три – отсрочка, субсидии, кешбэк. И только одна из этих трех имела наибольший эффект, коренным образом повлияла на состояние рынка. Это постановление об отсрочке обязательств туроператоров. Она позволила рынку сохранить стабильность, позволила работать.  Общее для всех сценариев, что мы видим в 2021 году, – это повышение цен. При оптимистичном сценарии – возникает конкуренция с зарубежными направлениями, между регионами – цены будут повышены незначительно, может быть, до 10% в среднем по внутрироссийскому рынку.При умеренно оптимистичном сценарии – точно от 10 до 15%, при пессимистичном картина будет рваной – премиальный сегмент точно будет повышать, бюджетный цены повышать не будет, а эконом будет подстраиваться под конъюнктуру рынка и спроса.  При подготовке материала использованы публикации информагенств ТАСС и «Интерфакс»