Эксперты MICE-агентства «Аэроклуб Тур» провели исследование спроса на деловые мероприятия у представителей российского и зарубежного бизнеса, работающего на территории России, и выяснили, как он изменился в первом квартале 2022, какие мероприятия были отменены, а какие остаются востребованы. По данным исследования, несмотря на волну омикрона и начало специальной военной операции на Украине, результаты I квартала 2022 года с точки зрения MICE-активностей бизнеса превысили показатели 2021 года на 70% и практически сравнялись с объемами «допандемийного» 2019 года (-3%). Причем если в феврале в связи с омикроном было отменено или перенесено порядка 30% крупных деловых мероприятий и незначительное число средних и малых ивентов, то в марте количество отмен, связанных с безопасностью, экономической ситуацией, а также закрытием аэропортов юга России и ряда зарубежных направлений, достигло порядка 90% крупных событий, 70% средних и 7% малых мероприятий. Однако отмены в основном коснулись событий, запланированных на апрель и далее, поэтому не оказали негативного влияния на показатели первого квартала. Наибольше число отмен пришлось на международные корпорации: они сократили почти все крупные и средние мероприятия и продолжили проводить лишь небольшие события, такие как круглые столы. Полная приостановка мероприятий была отмечена в автомобильных и ряде FMCG-компаний. «Отложенный спрос, который мы наблюдали в конце 2021 года, приведший к росту числа деловых мероприятий в декабре в 15 раз по сравнению с началом года, оказал положительный эффект и на I квартал 2022. Несмотря на текущие события, март отстает от «допандемийного» 2019 года лишь на 10% и по нашим прогнозам апрель сможет сохранить эту динамику, разрыв с 2019 годом составит лишь12-15%», — поделился Андрей Зинковецкий, генеральный директор «Аэроклуб Тур».Эксперты отметили падение доли крупных деловых мероприятий с числом участников более 500 человек: если в I квартале 2021 года они составляли порядка 10% от общего объема MICE-активностей, то в I квартале 2022 их доля составила менее 5%. В то же время доля небольших мероприятий с числом участников менее 50 человек выросла до 75% (65% в 2021), а средние мероприятия сократили свою долю с 25% до 20%. На онлайн-мероприятия пришлось 3% от общего числа ивентов. Среди небольших мероприятий наибольшим спросом пользовались круглые столы. Эксперты отметили снижение бюджета такого мероприятия — если в 2019 году оно в среднем стоило порядка 120 тысяч рублей, то сейчас средний чек составляет 60 тысяч рублей. Также сократился бюджет средних мероприятий, среди которых наибольшим спросом пользуются конференции — в «допандемийном» 2019 году средняя стоимость такого мероприятия составляла 1,3 млн рублей, а в 2022 бюджет сократился до 600 тысяч рублей. Стоимость организации крупных мероприятий не претерпела изменений.Самым крупным мероприятием I квартала 2022 стало цикловое совещание фармацевтической компании, прошедшее в Москве. В нем участвовало 900 человек, бюджет составил более 80 млн рублей.«Мы отметили рост спроса на командообразование — такой формат востребован как в рамках развлекательных событий, так и в виде отдельных мероприятий по тимбилдингу. Работа на удаленке и общая турбулентность требует поддержки сотрудников и сплоченности коллективов. С другой стороны, ряд компаний, напротив, отказывается от каких-либо дополнений к основной программе и проводит исключительно деловые мероприятия без “развлечений”», — поделился Андрей Зинковецкий.Изменилась также и глубина бронирования – в среднем компании принимают решение о проведении мероприятия лишь за 2 недели до предполагаемой даты, аналогичный горизонт планирование касается и отмен, а также переносов планируемых мероприятий.«В связи с экономической ситуацией многие event — и MICE-агентства столкнулись с нехваткой ликвидности и необходимостью кредитования под 26-27%, причем зачастую банки отказывают в кредитах даже на таких условиях. Проблема постоплаты вновь становится актуальной для отрасли, и некоторые агентства уже отказываются работать подобным образом. В целом на рынке наблюдается тенденция перераспределения объемов: ряд поставщиков не может выдерживать либо финансовые обязательства, либо операционные стандарты, крупные клиенты отдают свои объемы более надежным игрокам рынка», — прокомментировал Андрей Зинковецкий.В I квартале 2022 года самыми востребованными городами для проведения мероприятий стали Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань и Новосибирск. На зарубежные локации пришлось менее 5% мероприятий, которые прошли в ОАЭ, Грузии, Армении и Казахстане. Наиболее часто в I квартале 2022 мероприятия проводили фармацевтические, FMCG-компании и представители консалтинговых и финансовых компаний.Материал подготовлен редакцией www.trn-news.ru