Росфинмониторинг и Ростуризм расследуют случаи мошенничества с туристическим кешбэком

TravelWeekly, 22.05.2022

 Росфинмониторинг выявил потенциальную схему мошенничества с туристическим кешбэком, направленную на обман государства, сообщает ведомство.Как подчеркивают в ведомстве, в отличие от других видов мошенничества целью подобных противоправных действий является обман государства, а не граждан.Рисков для добросовестно использующих программу граждан нет, — говорится в сообщении. Также сообщается, что Росфинмониторинг совместно с Ростуризмом создали рабочую группу по мониторингу и минимизации рисков, связанных с реализацией программы туристического кэшбэка с учетом большого объема средств федерального бюджета, выделяемых на ее реализацию. По информации РБК, ранее Росфинмониторинг направил банкам письмо, где раскрыл детали мошеннической схемы с оформлением турфирмами фиктивных поездок на подставных лиц, для того чтобы получить деньги от государства. О предупреждении РБК рассказали два источника в банках. «По результатам анализа поступающей информации Росфинмониторингом отмечаются случаи незаконного возмещения денежных средств, выделяемых Федеральным агентством по развитию туризма из бюджета (программа «Туристический кешбэк»)», — говорилось в письме.Вечером 20 мая пресс-служба Росфинмониторинга пояснила, что в процессе мониторинга госпрограммы туристического кешбэка «выявлена потенциально возможная схема мошенничества». «Типология данной схемы описана, доведена до банков, теперь важно сработать на упреждение и не допустить ее распространения», — подчеркнули в ведомстве.Как сообщает РБК, по данным Росфинмониторинга, в мошеннической схеме — четыре этапа. Сначала физлица заводят карты «Мир» в интересах турфирмы. Компания зачисляет на них деньги под видом возврата средств за ранее отмененный тур. На счет клиента поступает 180–400 тыс. руб. В течение одного-двух дней клиент покупает туры по России — совершает от одной до четырех операций на сумму до 100 тыс. руб. каждая, чтобы уложиться в максимальный размер кешбэка. Он проводит оплату через терминалы в офисах турфирм.После этого на счет клиента через Национальную систему платежных карт (НСПК) зачисляется туристический кешбэк. Тогда он снимает деньги с карты наличными или переводит их другому физлицу.Исходя из этого описания, Росфинмониторинг обязал кредитные организации проверять и подтверждать, что турфирма обоснованно перечислила деньги за отмененную поездку. По данным ведомства, клиент может считаться участником схемы, если ранее не оплачивал поездку за границу, не совершал транзакции в регионе назначения нового тура (с кешбэком) или не смог предоставить в банк документы, подтверждающие поездку, — чеки, билеты или ваучеры.Банк также должен усомниться в чистоте операции, если турфирма ранее не производила расчетов для организации поездки.В Ростуризме РБК сообщили, что не получали жалоб на недобросовестное поведение участников рынка по этой программе. Туроператор ANEX Tour также не фиксировал подобную схему, хотя участвовал во всех программах туристического кешбэка.Источники РБК в двух крупных банках отметили, что не наблюдали попыток обналичить туристический кешбэк. Один из собеседников РБК подчеркнул, что кредитные организации не контролируют факт начисления кешбэка, так как этот процесс зависит от НСПК.