Как сообщает сегодня «Интерфакс», Ассоциация туроператоров России направила в Минэкономразвития РФ письмо с просьбой на год отложить введение системы Электронная путевка для туроператоров по выездному туризму из-за опасений по поводу стабильности рынка и сохранности персональных данных туристов после запуска системы.АТОР выражает признательность за введение отсрочки для обязательной передачи сведений в систему Электронная путевка по турам, сформированным в сфере внутреннего и въездного туризма. И одновременно выражает обеспокоенность за безопасность данных российских туристов в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры, поскольку для туроператоров по выездному туризму использование Электронной путевки станет обязательным уже с 1 сентября 2023 года. Не подвергая сомнению качественную и профессиональную работу в сфере защиты информации оператора системы Электронная путевка, туроператоры и российские граждане опасаются взломов и атак, которым может быть подвергнута система, — говорится в тексте письма. В АТОР напоминают, что электронная путевка будет уникальной системой по объему аккумулированной чувствительной информации. В базе предполагается хранить паспортные данные взрослых и несовершеннолетних граждан, информацию о составе участников тура, его стоимости, времени и месте пребывания россиян.В совокупности этот объем сведений может стать привлекательным объектом для хакерских атак, в том числе для намеренного придания публичности персональных данным российских граждан. В ситуации, когда невозможно исключить намеренное причинение вреда российским гражданам путем публикации, сбора и анализа сведений, составляющих их персональные данные, целесообразно будет приостановить запуск системы Электронная путевка, — подчеркивают туроператоры. По данным туроператоров, которые уже пользуются системой в тестовом режиме, у системы есть ряд особенностей, которые нуждаются в доработке для плавного внедрения. В частности, на повестке остается проблема правильного отображения общей цены турпродукта.Участники рынка по-прежнему опасаются, что внедрение электронной путевки для туроператоров по выездному туризму повлечет необходимость изменения договоров между туроператорами и турагентствами. Это по сути перестройка рынка. Часть крупных игроков за последние 6 месяцев неоднократно просили изменить систему таким образом, чтобы не было необходимости перестраивать все взаимоотношения с партнерами, либо предоставить методические рекомендации в части решения этой задачи. Очевидно, что этот вопрос требует времени, — отмечают в АТОР. В ассоциации также напоминают, что полноценное подключение туроператоров к системе Электронная путевка потребует значительных финансовых затрат на интеграцию и доработку программного обеспечения внутренних информационных систем.Эти вопросы решаемы, но требуют дополнительных сил и средств со стороны бизнеса – по разным оценкам от 1 млн до 3-5 млн рублей в год, в зависимости от наличия и мощностей айти-отделов туроператорских компаний. Ситуация на рынке после пандемии и в новейших обстоятельствах – непростая. Потрясения никому не нужны. А риски для данных по 8-9 млн поездок российских граждан, не говоря уже о необходимости коренным образом менять весь порядок работы отрасли, – точно не то, что необходимо рынку и нашим потребителям, – заявляют в АТОР. Туроператорское сообщество настоятельно просит отложить введение системы Электронная путевка в эксплуатацию хотя бы на один год для всех туроператоров, чтобы российские туристы смогли путешествовать, не опасаясь за сохранность собственных персональных данных, – добавляют в ассоциации.