Заброшенный греческий аэропорт будет превращен в 600-акровый прибрежный парк

Вадим, 01.08.2023

Известная своей иконической архитектурой, возвышающейся на пыльных холмах, греческая столица Афины обычно не ассоциируется с зеленым, открытым пространством. Но это может скоро измениться, поскольку бывший международный аэропорт города и прилегающая к нему набережная собираются превратиться в огромный прибрежный парк, который будет больше гидпарка Лондона.

Место ранее существовавшего международного аэропорта Эллиникон, когда-то шумных ворот в Грецию, лежит пустым уже почти два десятилетия. После вывода из эксплуатации в 2001 году, здание осталось пустым, за исключением краткого периода во время летних Олимпийских игр 2004 года, когда на его территории были размещены софтбольное поле, хоккейное поле и фехтовальная арена. Сегодня ржаво-коричневые сорняки, засушенные солнцем, выглядывают из старых трибун, пряча в себе грусть за славными днями.

В начале следующего года разработчики начнут работы по созданию Элиниконского метрополитен-парка, восстанавливающего пейзаж площадью в 600 акров и предназначенного для служения афинянам в качестве парка, игровой площадки и культурного центра, а также для укрепления устойчивости к климатическим изменениям в городе.

«Это проект, который изменит Грецию на поколения вперед», — сказал Майкл Гров, ландшафтный архитектор из Бостона, представляющий фирму Сасаки, ответственную за проект. Афиняне были разочарованы тем, что это пустое, но важное для общественности земельное участок простаивал 20 лет», — добавил он. Фирма Сасаки известна своими проектами ландшафтной архитектуры и городского дизайна, такими как парк Гринэйкр в Нью-Йорке, парк Чарльстон на набережной и Олимпийский парк в Пекине 2008 года.

Взгляд в прошлое

В новой форме часть истории данного места будет сохранена. Зрительный зал 1960-х годов, спроектированный известным финно-американским архитектором Эро Саариненом, стоит до сих пор, также как и огромные столбы с иллюминаторами вдоль взлетно-посадочной полосы. Более 300 000 квадратных футов бетона и асфальта от бывших взлетно-посадочных полос будут использованы для создания скамеек, мощения и других целей.

Такой подход «переработки» помогает укрепить экологическую составляющую парка, сказал Гров: «Мы используем то, что есть на месте, используя этот красивый бетон — эти 30-сантиметровые бетонные плиты с мраморной крошкой размером с гольф-мячик». Он добавил, что они также постараются минимизировать выбросы углерода после открытия парка, используя электрический паркетный парк и органические удобрения и пестициды.

На всей территории парка будут посажены только местные виды деревьев, включая 31 000 деревьев из 86 видов и более 3 миллионов растений. Дизайнеры сотрудничали с греческими питомниками, чтобы подобрать местные семенные смеси, которые будут приносить экологическую пользу и приспособятся к все более засушливому климату региона.

Афины уже ощущают последствия изменения климата, с повышением температуры и частыми экстремальными погодными явлениями. В 2018 году проведенное Ньюкаслским университетом исследование, анализирующее риск изменения климата для 571 европейского города, предсказало, что Афины испытают одни из самых сильных засух и жары к 2050 году.

Температура усугубляется эффектом городского острова тепла, поскольку бетон, камень и асфальт города поглощают и удерживают тепло, объяснила Елени Мыривилли, главный тепловой офицер города Афины и старший советник по вопросам климатической устойчивости в Атлантическом совете по устойчивости по охрани. «Афины очень плотно застроены, и все разные поверхности полностью неподходящи для повышения температуры», — сказала она, добавив, что они не впитывают воду, поэтому могут привести к наводнениям во время все более частых проливных ливней.

Зеленое пространство может помочь противодействовать этим эффектам. «Мы фактически превращаем место, где было 80% твердого покрытия, в 80% мягкого покрытия», — сказал Гров, и замена бетона или камня на деревья и кустарники помогает поглощать дождевую воду и создавать тень, что оказывает охлаждающий эффект. Для борьбы с нехваткой воды, парк будет поливаться очищенной сточной водой из близлежащей станции, и 3.7-акровое озеро, восстановленное на месте бывшей зоны для каноэ и каяков Олимпиады, будет собирать и хранить поверхностные воды.

Такой подход к дизайну крайне важен для климатически устойчивого будущего, сказала Александра Казмярчак, эксперт по изменению климата и здоровью Европейского агентства по окружающей среде (EAPO). «Зеленые пространства — это один из очень эффективных способов снижения температуры в городах», — сказала она. «Если города разработаны больше как губки, которые могут поглощать избыточную воду, это может принести экономические выгоды, чтобы не было наводнений и не терялось миллионы и миллиарды евро из-за нанесенного ущерба».

Здоровые города

Еще одним существенным преимуществом зеленых пространств является их влияние на физическое здоровье, психическое здоровье и социальную согласованность, — сказала Казмярчак. Люди, живущие в более зеленых окружениях, чаще всего менее подвержены стрессу и ожирению, и зеленое пространство может снизить уровень шума и загрязнения воздуха, что может иметь долгосрочные полезные эффекты для здоровья, добавила она.

Для города Афин, где зеленых пространств крайне мало — одно исследование ЕАПО поместило его в тройку городов ЕС с наименьшим количеством деревьев в городах — большое парковое пространство является захватывающим перспективой, сказала Миривильи. Хотя в последнее время были предприняты другие усилия по созданию парковых пространств и «карманов парка» в городе, но ни одно из них не сопоставимо с Элиниконом по масштабу или вниманию к деталям, с учетом решений на основе природы.

«Для психического здоровья и физического здоровья афинян это будет место для отдыха и восстановления после жизни в очень плотно заселенном городе», — сказала она, добавив, что это будет особенно важно для тех, кто менее обеспечен и не может позволить себе покинуть город в жаркие летние месяцы.

В Элиниконе будет что-то для каждого, сказал Гров. Там будут парки с скульптурами, спортивные центры, открытые театры, места для еды и напитков и общественный пляж. С 50 километрами пешеходных дорожек и 30 километрами велосипедных дорожек он хочет, чтобы афиняне активно исследовали эту область и общались с природой.

Этот проект долго ждал своего осуществления. Идея превратить это пространство в парк возникла еще до вывода аэропорта из эксплуатации, но затруднения с финансированием, экономическим кризисом 2008 года и разногласиями о том, кто будет его развивать, откладывали проект снова и снова. В 2021 году греческая недвижимостная компания Lamda Development была официально награждена контрактом, привлекая Сасаки и других архитекторов для проектирования. Lamda оценивает стоимость проекта примерно в 8 миллиардов долларов США, включая жилые и коммерческие разработки вокруг парка.

Теперь, когда набирается темп, архитекторы решительно настроены на быструю работу. Первая фаза парка — примерно 250 акров, включая центральную олимпийскую площадь, на городской линии трамваев, и всю прибрежную полосу — должна быть завершена к концу 2025 года или началу 2026 года, сказал Гров.

Он представляет Элиникон как эквивалент Центрального парка в Нью-Йорке — место, которое может изменить способ использования афинянами общественных пространств, внести вклад в общественное и экологическое здоровье города и выдержать проверку временем. «Глядя на историю Афин, мы ожидаем, что этот парк, в одной форме или другой, будет существовать в течение 1000 лет», — сказал он.