Стажерская программа как трамплин к карьере в отельном бизнесе? В Германии это почти что норма. Участниками могут стать выпускники вузов, в том числе российских, со знаниями языков и первым опытом работы в гостинице.
Вас привлекает гостиничный бизнес, но вы не намерены довольствоваться ролью простого портье или администратора? Хорошим стартом на пути к высотам отельного менеджмента может стать стажерская программа, по-немецки Trainee-Programm. Должность стажера (Trainee) — частое явление в немецких отелях. Она предполагает, что человек какое-то время работает в гостинице — и там же набирается практического опыта. Как говорится, «не отходя от кассы».
Именно так четверть века назад начиналась профессиональная биография Дирка Фюрера (Dirk Fuhrer), который в октябре 2010 года стал коммерческим директором одной из крупнейших в Германии сетей пятизвездочных отелей Steigenberger. С должности стажера начинал когда-то и Хендрик Энгель (Hendrik Engel), который также в октябре вступил в новую профессиональную «эру» — возглавил другой отель класса «люкс» — Adlon Kempinski в Берлине. Этот список можно продолжать еще очень долго.
Программа «по мерке»
Программа Trainee — это своеобразный трамплина для карьеры в отельном бизнесе, вне зависимости от того, останется ли стажер в нашей сети или предпочтет работу у конкурентов», — отмечает Андреас Эльверс, директор по персоналу немецкой отельной сети Steigenberger. Длительность программы, по его словам, определяется в индивидуальном порядке — в зависимости от опыта и образования кандидата, а также его профессиональных целей.
«Например, кандидат с экономическим образованием и некоторым опытом работы в гостиничном бизнесе, который в будущем планирует стать директором отеля, может рассчитывать на обширную программу длиной в 24 месяца. А тот, кто стремится, к примеру, руководить отделом Food Beverage — ресторанным сектором — может закончить программу и за 12 месяцев, при условии, что он уже обладает определенным опытом в этой сфере», — добавляет Андреас Эльверс. Программа Trainee длится дольше, чем обычная практика — в среднем от 12 до 18 месяцев и достаточно хорошо оплачивается.
Как стать стажером?
Информацию о наборе на стажерские программы лучше всего искать на сайтах отелей. Впрочем, отделы по персоналу многих гостиниц рады и резюме, присланным кандидатами по собственной инициативе. Ведь мест для стажеров зачастую бывает больше, чем официально объявлено. Участвовать в конкурсе могут выпускники разных специальностей с дипломом не ниже бакалаврского. Кадровые отделы отелей приветствуют заявки и от российских выпускников.
Если вы хотите попасть в конкретный филиал гостиничной сети, эксперты рекомендуют отправлять заявку прямо туда. Четких сроков подачи документов часто не существует, однако в отелях советуют делать это заблаговременно — примерно за 3 месяца до предполагаемого начала стажировки.
Пройти «по этапам»
Что же ожидает счастливчиков, которые получили место стажера в отеле? Чаще всего им предстоит поработать в самых разных отделах гостиницы. Стажеры помогают планировать мероприятия, занимаются регистрацией гостей, отвечают за переписку с клиентами, резервирование номеров и административную деятельность. Нередко стажерская программа предусматривает работу за рубежом или в нескольких филиалах, говорит Андреас Эльверс, директор по персоналу немецкой отельной сети Steigenberger.
«Будущим менеджерам важно узнать об особенностях работы в разных типах гостиниц. Поэтому в рамках обмена сотрудниками мы посылаем их поработать, например, в курортном, городском или аэропортовом отелях», — отмечает он.
Требования к стажерам
Качества, необходимые стажеру, — доброжелательность и позитивный настройОдно из главных условий при отборе кандидатов на должность стажера — наличие у них хорошо развитых социальных и коммуникативных навыков, так называемых soft skills. «Важно иметь личную склонность к работе с клиентами и желание проявить себя в отельном бизнесе. Мы ищем выпускников, которым нравится работать с людьми и знакомиться с разными культурами», — отмечает Хенрике Гоземан (Henrike Gosemann), вице-президент отдела по подготовке молодых кадров международной отельной сети Kempinski.
Кроме того, непременным условием для работы в любом немецком отеле является свободное владение английским и немецким языками. Знания других языков, в частности русского, также приветствуются. «В наших гостиницах все чаще останавливаются гости из России и других стран СНГ, поэтому мы всегда рады русскоговорящим стажерам. В особенности это касается наших отелей на Ближнем Востоке и в Швейцарии», — подчеркивает Хенрике Гоземан. Кроме того, сеть Kempinski, по ее словам, в ближайшее время планирует активное расширение бизнеса, в том числе в Восточной Европе. «В этих регионах нам также нужны новые таланты, которые владеют русским языком», — добавляет она.
Не все зависит от диплома
А вот изученная специальность для будущего менеджера в отельном бизнесе — это вопрос второстепенный. По словам Хенрике Гоземан, «идеального решения не существует». «Если кто-то изначально знает, что хочет стать директором отеля или занимать другой управленческий пост, то можно посоветовать ему учебу на отделении «Менеджмент в гостиничном бизнесе», — говорит она. — Но ни в коем случае не следует забывать, что практический опыт работы в отеле всегда был «альфой и омегой» гостиничного дела».
Кроме того, претендент на место стажера должен уверенно чувствовать себя в интернациональной среде. Ведь ему предстоит иметь дело с гостями и коллегами из самых разных стран. «Недавно на мероприятии в одном из наших отелей я посчитал страны, из которых приехали работавшие там сотрудники. Оказалось, что там были представлены 78 различных национальностей», — вспоминает Андреас Эльверс.