10 советов о том, как правильно ходить в музей

TravelWeekly, 26.01.2017

В книге Как ходить в музей, вышедшей в рамках издательской программы музея Гараж и Ad Marginem, советуется жалеть свои музейные ноги, не снобировать сувенирные лавки и больше общаться с другими посетителями. Афиша Daily выбрала десять советов и попыталась оценить их актуальность.Извлекайте максимум пользы отмузейных сотрудников Сергей Пятаков/РИА НовостиЦитата изкниги:Считайте музейных смотрителей пехотой мира искусства, заслуживающих вашего глубочайшего уважения. Ктомуже зачастую они прекрасно разбираются всвоем предмете всвое время музейными смотрителями работали такие художники, как Джексон Поллок иСол Левитт. Наконец, многие смотрители прошли впечатляющий жизненный путь имогут наповерку оказаться беженцами или бывшими телохранителями. Музейных сотрудников недооценивают, аведь это богатый источник информации, вдохновения ипросто веселых рассказов. Стоит только спросить имногие изних начнут супоением говорить освоем деле. Неупустите шанс. Подготовьте несколько вопросов идействуйте, когда вокруг никого. Очембы выниспросили, вынаверняка обнаружите, что смотритель может дать вам то, чего так часто нехватает вмузее, общение исодержательный диалог обискусстве.Всякнига Йохана Идеманаправлена наодну цель: бороться состерильным музейным пространством тем белым кубом, где нет ниокон, ниразговоров, апосетители уныло бродят откартины ккартине втишине, ничего непонимают иоттого ужасно устают ираздражаются.Разговор обискусстве всегда продуктивен иподбрасывает новые идеи, спору нет, новроссийских реалиях шанс встретить Поллока даЛевитта среди смотрителей (какбы грубо это нипрозвучало), увы, невелик. Конструктивный диалог возможен далеко невезде, зато забавный разговор гарантирован: например, навыставке грузинского авангарда вГМИИ смотрительница всех звала посмотреть один извидеоэкспонатов, антисоветский фильм про любовь, атакже сострогостью школьной учительницы расспрашивала, всели залы осмотрел каждый посетитель. Иэто полезный поинт, кстати: многие выставки устроены как хитрые лабиринты, так что бывает полезно уточнить, действительноли вывсе посмотрели.Незацикливайтесь наотдельных произведениях, исследуйте пространство вокруг них iStockЦитата изкниги: Однажды один художественный музей представил целую выставку обрамлений. Выставили всего несколько картин имножестворам. Эта выставка моглабы переубедить тех, кто считает, что рама это всего лишь кусок дерева, защищающий картину. Помимо практической рамы выполняют идругие функции. Выкогда-нибудь замечали, что через окно плохая погода кажется еще хуже? Точно также рамы влияют нанаше восприятие картин. Они усиливают впечатление.Если посмотреть вцелом, тоисам музей можно смело назвать обрамлением наших впечатлений. Несмотря настерильность, вбелом кубе предостаточно скрытых подсветок, тщательно подобранного цвета стен идругих хитростей, усиливающих визуальный язык произведения. Обращайте внимание наподобные мелочи, ивам откроется еще одна интересная грань музея: театрализованность.Выставки насамом деле похожи наспектакль больше, чем мыпривыкли думать: над ними работает целая команда изрежиссера, актеров, сценаристов, сценографов, осветителей итак далее. Хороший музей отстроит мелочи вроде света иархитектуры выставки так деликатно, что они небросаются вглаза, апосмотреть наних бывает полезно, чтобы увидеть картину целиком анезацикливаться наотдельных произведениях. Когда разберетесь сархитектурными мелочами, полезно еще раз окинуть взглядом выставку целиком ипоразмышлять над замыслом куратора: почему выставлены именно эти работы иименно втакой последовательности? Рассказываютли они какую-то историю вместе? Рифмуютсяли своими отдельными фрагментами? Начто эта выставка похожа (например, если выуже видели другую выставку этогоже художника или выставку другого художника, собранную примерно также?). Ачто можно былобы добавить или убрать, чтобы выставка стала лучше?Иэто искусство? Как необмануться всвоих ожиданияхDonald Judd, 100 untitled works inmill aluminum, 1982-1986 Chinati FoundationЦитата изкниги:Многие уверены, что искусство должно быть красивым ивозвышенным, иначе это инеискусство вовсе. Поэтому стоит такому посетителю встретиться снестандартной работой, которую ему непомогает осмыслить музей, как онотнее отворачивается. Ичто это такое? спрашивает он, увидев металлический ящик Дональда Джадда. Или Так имой сын сможет перед картинами Карела Аппела или Джексона Поллока. Разумеется, определение это таже зона комфорта. Когда произведение слишком неоднозначно инеприходится нам повкусу, начинаются огромные трудности.Некоторые считают вкус кискусству качеством приобретаемым. Как ивслучае ссыром или вином, чтобы разбираться вискусстве, нужно соответствующее образование. Но, чтобы насладиться им, достаточно лишь правильного настроя ипонимания контекста. Какже лучше всего интерпретировать произведение, находясь вмузее? Попытайтесь понять для себя, начто способно искусство. Смотрите шире, держите вголове все разнообразие функций ипопытайтесь выяснить, чегоже добивается автор. Пословам художника Зинеб Седиры, искусство может спасти отреальности, передать политическое иличное заявление, заставить задуматься, осведомить, задать вопрос, рассказать историю, сохранить воспоминание иоживить его, оспорить идею ибросить вызов миру. Оно преподносит поэтический взгляд намир. Аможет иидеалистический. Вот какой ход мыслей или интерпретаций, если хотите, стоит всебе поощрять. Это лучшие помощники вделе управления ожиданиями. Возьмите ихнавооружение, ивыокажетесь наверном пути.Размышлять освоей реакции напроизведение искусства (что именно нас так шокирует инедает нам признать это искусством) неменее интересно, чем осамом произведении. Анафразу Мой ребенок так может есть хороший пример изжизни дизайнера иписателя Ирины Драгунской. Как только еестуденты говорят, что могут нарисовать как Малевич или Ротко, она имдает задание нарисовать также. Иметодом проб иошибок они приходят кпониманию того, что абстрактная живопись всоздании неменее сложна, чем фигуративная.Сходите вмузей сребенком ипосмотрите наискусство его глазами Alison Wright/Getty ImagesЦитата изкниги:Почему дети так хорошо разбираются вискусстве? Потому что они мастерски задают вопросы иумеют по-своему смотреть навещи аэто два незаменимых навыка для арт-критика. Удетей врожденный талант задавать вопросы. Они интересуются тем, очем нерешаются спросить взрослые, инедовольствуются односложными ответами. Ихоригинальное мышление находит такие решения, которые кажутся нам, взрослым, нетривиальными, самобытными иизобретательными. Поправде говоря, музеям стоилобы предлагать детей напрокат, чтобы каждый мог прямо навходе взять ссобой маленького гида.Чтобы полностью прочувствовать все преимущества посещения музея сюным экскурсоводом, поразглядывайте сним абсурдистские итрудные для восприятия произведения. Дочетырех лет дети легко справляются сабстракциями. Они настоящие мини-эксперты потворчеству Пикассо, Поллока ипрочих. Позвольте импросветить вас касательно того, чтоже насамом деле нарисовали эти художники. Кроме того, дети мастера почасти концептуального искусства, ведь они способны развивать мысль или идею допредела идаже дальше. Неупустите возможность получить отребенка разъяснение работ Сола Левитта или Марселя Дюшана. Прислушивайтесь кихнаблюдениям исмело задавайте трудные вопросы отех работах, которые вам непонятны.Конечно, нестоит так смело перекладывать функции эксперта наребенка. Никто неспорит, что дети чувствуют абстракцию тоньше взрослых илюбят еесильнее. Например, наретроспективе Корбюзьевзрослые спокойно проходили мимо его околокубических работ (которые сильно напоминали Пикассо), авот дети были вполном восторге ирассматривали ихснеменьшим удовольствием, чем макеты архитектора.Ребенок позволяет посмотреть напроизведение художника открыто ипрямо, без всяких стереотипов. Детей несмущают нинагота, нифекалии, имвсе равно значение той или иной работы вконтексте долгой истории искусства. Дети сразуже понимают, нравится имили нет, иуних есть четкие критерии того почему. Так, удочери галеристаВладимира Овчаренко, Ульяныесть собственная коллекция современного искусства. Все еепроизведения либо фиолетовые, либо розовые, либо зеленые, аеще ейнравится, когда наних есть собаки. Самое смешное, что ивзрослые коллекционеры руководствуются примерно тойже логикой только при общении сдругими одевают еевтуманные термины.Как разобраться сработами художников-минималистовДэмиен Херст, Мать идитя, разъединенные Damien HirstЦитата изкниги:Названия удовлетворяют ваше желание понять произведение. Они предлагают вам ключ к(некоторым) значениям работы. Хорошие названия могут вас шокировать, дополнить замысел произведения или добавить ему поэтичности. Так, Дэмиен Херст, называя свою работу Мать идитя, разъединенные, добавляет ейеще одно яркое толкование. Название Разрезанная корова такой силы, попонятным причинам, неимело бы.Если художник решает неназывать свою работу, дабы неповлиять тем самым наваше впечатление, он, безусловно, имеет наэто право. Выможете только попытаться разобраться вего мотивах. Даже сбивающим столку названиям может впоследствии найтись объяснение. Поначалу Рисунок взелено-голубых тонах или Узор № 2 квадраты ниочем, казалосьбы, вам неговорят. Ночто, если тем самым художник как раз ихочет донести довас, что ему интересны исключительно формальные качества, такие как объем, цвет или текстура. Онвежливо просит вас остановить свой взгляд наповерхности произведения инеискать глубинного смысла.Аннотации исопроводительные тексты навыставках бывают довольно туманны, особенно вмузеях старой школы: все эти бесконечные где родился икогда женился едвали помогут посетителю понять важность художественного произведения. Авот вподписях обычно скрывается много ключей. Да, название картины действительно показывает нам, начто нужно смотреть, инетолько уминималистов, апрежде всего уконцептуалистов ипостконцептуалистов (хлесткое название для знаменитой акулы Херста вформалине Физическая невозможность смерти сразу поднимает объект нановый уровень). Кроме того, обязательно нужно разбираться стехникой чтобы представить себе, как именно художник рисовал произведение. Рихтер, например, работал над своими огромными полотнами спомощью малярного валика, Бэкон использовал скребок, кто-то включал всвое произведение найденные объекты. Апроисхождение отдельных частей инсталляции часто отдельная детективная история.Постарайтесь прикоснуться кэкспонатам, если вам, конечно, разрешатМузей Вадима СидураЦитата изкниги:Вранние века трогать произведения искусства было привычным делом. Считалось, что иначе просто нельзя полностью оценить работу художника. Однако сегодня музеи почти полностью запретили тактильный контакт сэкспонатами. Искусство предназначено только для глаз. Нотакли это? Конечно, многие произведения просто слишком хрупкие для наших трясущихся влажныхрук. Вощупывании картин тоже мало толку. Новедь заэтими очевидными ограничениями лежит целый неизведанный мир.Некоторые музеи проводят экскурсии для незрячих. Попробуйте присоединиться, зачастую кним допускаются илюди снормальным зрением. Выполучите потрясающие впечатления, изучая произведения искусства вместе слюдьми, которые привыкли все познавать руками. Кроме того, они невероятно вдохновенно иглубоко описывают свои впечатления. Когда дело касается искусства, незрячие могут помочь зрячим почувствовать то, кчему нельзя прикоснуться. Интересно, какой музей первым предложит экскурсии снезрячими экскурсоводами?ВРоссии известен только один музей, где можно трогать все экспонатыМузей Сидура. Иэто действительно проблема: для слепых поход вмузей практически оказывается лишенным смысла. Поэт Варя Поволоцкаярассказывала Афише, что ейнеразрешили трогать скульптуры вЭрмитаже ачтобы ощупать экспонаты вМузее Толстого, потребовалась долгая беседа сосмотрителями. Программы для слепых посетителей тем неменее унас есть этим занимаются иМанеж, иГараж, идля посетителя снормальным зрением это тоже будет бесценный опыт, как, впрочем, илюбая возможность посмотреть наэкспонаты сновой точки зрения.Неторопитесь иосматривайте музей всвоем темпе lisegagne/iStockЦитата изкниги:Симфония длится сорок минут, кинофильм два часа, новмузее высами решаете, сколько времени потратить напроизведение. Изачастую ничего хорошего изэтого невыходит. Художники проводят заработой недели, месяцы идаже годы. Мыже смотрим наихтворения всреднем девять секунд. Даже шедевры неспособны удерживать наше внимание многим дольше, даже наМону Лизу мытратим всего лишь около пятнадцати секунд своего времени.Сторонники движения slow food (медленная еда) проводят заедой столькоже времени, сколько потребовалось наприготовление блюда, ипроявляют тем самым свое уважение кшеф-повару. Музеи моглибы всвою очередь притормозить нас, указав рядом снекоторыми произведениями рекомендуемое время просмотра. Поменьшей мере это помоглобы нам осознать, насколько бегло мысмотрим напроизведения.Медленный осмотр начинается спонимания того, что вмузеях выставлено слишком много экспонатов, чтобы увидеть ихвсе заодно посещение. Несовершайте чужих ошибок, неизводите себя осмотром всех произведений так вынеувидите ниодного. Вместо этого смело сделайте выбор. Посвятите время внимательному изучению лишь нескольких произведений. Считайте, что музей это меню, анесписок дел.Сколько времени потратить намузей личное дело каждого. Нет ничего стыдного втом, чтобы обойти выставку запять минут как, впрочем, изапять часов: хороший музейный проект предполагает несколько вариантов его осмотра. Останавливаться перед каждым произведением действительно изнурительно, зато это помогает целиком понять замысел художника икуратора. Быстрый осмотр дает возможность составить краткое собственное впечатление иоставит скорее личное восприятие выставки.Влюбом случае ксовету Йохана можно добавить поступательное движение: лучше периодически забегать вперед ивозвращаться назад. Повторимся выставка похожа натеатр. Ноглавное различие между ними что навыставке выможете управлять временем ивыступать режиссером действа: пропускать скучные фрагменты, ускорять или замедлять отдельные этапы, аиногда ипойти вобратном направлении.Обязательно зайдите вмузейное кафе ГаражЦитата изкниги:Удачный поход вмузей немыслим без уступок чревоугодию. Но, представьте себе, музейное кафе существует нетолько для того, чтобы вымогли выпить кофе, съесть пирожное или кальмаров вофритюре. Тем, кто хочет извлечь изпосещения музея максимум пользы, придется пересмотреть свое понимание самого важного вмузейном кафе. Иэто совсем нееда!Музейное кафе предоставляет лучшую, если неединственную, возможность вволю поговорить обискусстве. Ответьте только честно как часто вам удается поучаствовать вэтом вдохновенном, ошеломляющем обмене мнениями, которые так возбуждает искусство? Вот именно: нечасто. Музейные залы для этого либо слишком тихие, либо слишком людные, даинесесть вних как следует. Зато вкафе можно устроиться поудобнее иразобраться всебе. Это позволит переварить впечатления ипросто поразмыслить обо всем, что вытолько что увидели.Йохан Идема выступает как отчаянный борец ссакрализацией музеев. Действительно, сегодня музеи меняются, иглавный вних посетитель. Музеи немыслимы без хороших книжных магазинов, ресторанов свидом нагород идетских кружков. Музейные кафе часто бывают одновременно ибюджетным вариантом для обеда (чего стоит только ресторан вМорском музее вБарселоне сдостойным обедом за10 евро бронировать место нужно как минимум занеделю). Кафе вмузее отличное место, чтобы обсудить только что просмотренную выставку, другое дело, что большинство даже московских музеев вкулинарии пока непреуспели идосих пор подают оливье, аодин известный столичный музей современного искусства может пооказии даже предложитьруссиано.Побеспокойте художникаРичард Лонг Abbott Hall Tony WestЦитата изкниги:Разговор схудожником кажется совершенно особым событием, иэто действительнотак. Великие художники рассказывают поразительные, вдохновляющие истории освоих произведениях. Работа художника вполном смысле оживает, когда онописывает еесвоими словами. Это возможность понять идаже прочувствовать творческий процесс, ощутить непосредственную сопричастность этому процессу.Предположим, что вынеможете пообщаться схудожником лично. Носуществуют идругие способы глубже понять, какие мотивы движут художником вего работе. Подготовьтесь кпосещению музея, посмотрите винтернете интервью синтересующим вас художником. Или захватите ссобой статью про него ипрочтите вмузейном кафе. Аможете воспользоваться смартфоном инайти дополнительную информацию прямо вмузее. Послушать запись выступления художника вовремя просмотра его работ все равно что выпить бокал отличного вина завкуснейшим ужином. Вероятно, после этого вырешите, что иначе ибыть недолжно.Самые большие циники говорят сегодня, что карьера художника важнее, чем его конкретное произведение, идоказывают это напростом примере: вразговоре обискусстве часто заменяют название работы наимя художника. Например, говоря окартине Поллока или Пикассо, мыговорим Поллок или Пикассо. Влюбом случае отдельное произведение художника невозможно понять, незная его историю иего карьеру. Если раньше можно былобы легко его записать вопределенную школу (кубизм, минимализм итак далее) иоценивать всистеме координат этой художественной школы, тосегодня художника можно оценивать только относительно самого себя. Есть, например, художник Ричард Лонг пионер ленд-арта, который всю жизнь протаптывал тропинки повсему миру. Ивконтексте его истории жизни линия, выложенная изпеска, будет значить совсем другое, чем, например, ухудожников-минималистов, даже если называться они гипотетически будут одинаково.Поэтому перед посещением выставки художника хорошобы узнать, кто онтакой, авидеале посмотреть сним видеоинтервью, чтобы понять темперамент иманеры, его импульсивность или, напротив, расчетливость, атакже очертить для самого себя круг проблем, который волнует этого художника, всоответствии стеми темами, окоторых онговорит чаще всего (техника? экология? права женщин? классическое искусство), ипопытаться посмотреть наработы егоже глазами.Слушайте навыставке музыку iStockЦитата изкниги:Авызнали, что музыка Чарли Паркера помогает увидеть вльющейся технике Джексона Поллока живописные тропинки? Нет? Если выникогда прежде несочетали музыку иискусство, приготовьтесь открыть целый новый мир.Когда выстанете готовиться кследующему посещению, подумайте отех произведениях, которые выувидите, более предметно. Подберите для каждого изних свой мини-саундтрек исделайте плейлист. Скоро выстанете задавать себе задачки посложнее, выбирая неочевидные сочетания музыку, которая заставит посмотреть напроизведение снеожиданной стороны. Или начнете ловить себя намысли, что уже воспринимаете звук иизображение вкачестве живых организмов. Нобудьте осторожны. Выиглазом неуспеете моргнуть, как окажетесь накрючке и, стоя перед произведением искусства без какого-либо музыкального сопровождения, почувствуете себя так, словно смотрите немое кино.Одни итеже идеи витали ивмузыке, ивархитектуре прошлого века. Поэтому, если смотреть ислушать авангард одновременно, это сделает ощущение эпохи более цельным иобъемным. Кроме того, уконкретных художников были конкретные музыкальные предпочтения, всоответствии скоторыми они строили свои работы: Рихтер, например, написал целую серию работ позаветам произведений Кейджа. Другое дело, что кураторы сами часто выстраивают звуковое оформление выставки, представляют произведения саунд-арта или чередуют немые произведения созвуковыми. Вэтом случае этично былобы проявить уважение кзамыслу куратора иначе посетитель станет выглядеть как зритель втеатре, забывший снять наушники.Источник:daily.afisha.ru