В речные круизы по России массово поедут туристы-новички

TravelWeekly, 09.02.2021

Несмотря на пандемию, туристы активно бронируют речные по России сезона-2021. В отличие от прошлых лет, в этом году около 50% пассажиров теплоходов поедут в речной круиз впервые. Цены по раннему бронированию фактически те же, что и в прошлом году, повышение составило не более 5-7%.Новый круизный сезон, открытие которого в Москве запланировано на 30 апреля, показывает хорошую динамику продаж.Так, все опрошенные Вестником АТОР эксперты сходятся во мнении, что по сравнению с прошлым годом спрос на речные путешествия не упал, оставшись примерно на том же уровне: загрузка теплоходов составляет уже 40-60%. Однако есть и сегменты, и периоды, где виден рост.Так, в начале февраля длительные круизы показывают загрузку более 80%, а наиболее популярные направления и новинки, которые активно выкупаются на этапе раннего бронирования, вскоре могут оказаться на стопе.Компании отмечают рост объема бронирований круизов на майские праздников примерно в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом, так что сейчас круизы на эти даты загружены на 30-40%. Также туристы интересуются круизами в августе и сентябре – 40% загрузки, и короткими круизами в разное время сезона – порядка 20% загрузки. Впрочем, не стоит забывать, что текущая загрузка включает в себя переносы прошлогодних круизов. По разным оценкам, их доля может доходить до 20% от общего объема продаж нового сезона. Тем не менее, к середине февраля круизные туроператоры планируют полностью вернуться к доковидным показателям спроса.В феврале 2021 г. спрос точно выйдет на уровень февраля 2020 г., – уверен Андрей Михайловский, генеральный директор круизного центра Инфофлот. Он объясняет это изменением информационного фона вокруг коронавируса, постепенным снижением количества заболевших и активной вакцинацией. Не скрою, мы ожидали меньших продаж, опасаясь, что люди не рискнут планировать так далеко свой отдых на лето. Но это оказалось не так, – отмечает Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизной компании Мостурфлот. Она подтверждает, что активность туристов связана с вакцинацией и надеждой на то, что в стране больше не будет локдауна по регионам.В ТОПЕ ПРОДАЖ – НЕОБЫЧНЫЕ РЕЙСЫ И НОВЫЕ ТЕПЛОХОДЫНаряду с традиционными направлениями круизов, на которые в основном и пришлись переносы, в этом году большой интерес вызвали новинки навигации обоих сезонов (прошлого и предстоящего).Например, морское путешествие на теплоходе Мустай Карим по Азовскому и Черному морям, которое предлагает судоходная компания Водоходъ. Первые морские рейсы лайнер совершил в конце прошлого года, и в этом сезоне их успех решили повторить.Продажи морских круизов в Водоходъ стартовали с 26 января, и, как отмечает Илья Суховольский , заместителя генерального директора по развитию компании Водоходъ, они сразу же вызвали серьезный интерес у туристов. Значительную роль здесь играет и имидж самого Мустая – новейшего лайнера класса люкс.Также в продажах компании сейчас лидирует новинка прошлого сезона – экспедиционные круизы по Енисею на теплоходе Максим Горький, и комфортабельные круизы на Соловецкие острова на теплоходе Александр Пушкин. Соловки, кстати, были выкуплены на 90% еще до начала декабря 2020 года.Схожая картина наблюдается и в Мостурфлоте. Новинки предстоящего сезона – круизы по Ладожским шхерам – раскуплены уже на 50% в период белых ночей, а рейсы со сценическим плаванием – на 30-50%. Здесь туристов привлекают теплоходы Александр Грин и особенно Россия, ведь этот лайнер никогда не работал с российскими туристами и выходит на внутренний рынок в этом году впервые.В ТОП продаж Мостурфлота вышла и знаменитая Московская кругосветка на теплоходе Сергей Образцов. Она была заявлена еще на май прошлого года, но не состоялась из-за пандемии. Сейчас этот загружен минимум на 70% (с учетом переносов).Впрочем, традиционные рейсы по Волге, заходы в города Золотого кольца и круизы до Питера по-прежнему привлекают туристов и 50-60% кают на выполняющих эти круизы теплоходах уже забронированы.По мнению экспертов, интерес к классическим маршрутам не угасает еще и потому, что многие города обновили свою инфраструктуру и провели реставрацию. Так что круизные туристы, которые были в Ярославле, и, особенно, в Тутаеве 10 лет назад, теперь приезжают, по сути, в новый город. СЕГМЕНТ ЛЮКС ВЫРОС В 4 РАЗАВ структуре спроса предстоящего сезона есть одно значительное изменение – очень серьезный рост сегмента люкс.По сравнению с прошлым годом спрос на теплоходы класса люкс вырос как минимум в 4 раза, – говорит г-жа Гончарова.По мнению эксперта, связано это в первую очередь с тем, что в этом сезоне на российский рынок выходят все теплоходы премиум-уровня, которые раньше работали с только иностранцами, и в прошлом году просто остались в порту. Так, в этом году в Мостурфлоте будет работать 11 теплоходов вместо прошлогодних 5, при этом 1 из них – Россия примет российских туристов впервые.Этот сезон будет уникален тем, что российские туристы впервые увидят столько люксовых бортов, – подтверждает и г-н Михайловский из Инфофлота. Он уверен, что наши соотечественники получат наивысшую степень удовлетворенности, поскольку один и тот же маршрут, совершенный на теплоходах разного уровня, воспринимается по-разному.Сейчас эксперты отмечают, что именно теплоходы класса люкс и каюты повышенной комфортности выкупаются в первую очередь.Так, по данным сайта Водохода, на первом майском рейсе Мустая Карима уже полностью выкуплены самые дорогие каюты – двухместные полулюкс и люксы, а также гранд-люксы с балконом. А у Мостурфлота при среднем уровне загрузки теплоходов на майские праздники в 30%, топовый Александр Грин выкуплен на этот же период на 60%.Сохранится ли такая ситуация в будущем, сказать трудно. По мнению экспертов, при благоприятных обстоятельствах иностранный рынок вполне может восстановиться в 2022 году, заинтересованность в России есть, поэтому вполне возможно, что часть выведенного флота снова вернется к обслуживанию только иностранных туристов через год с лишним.СЕЗОН НОВИЧКОВЕще одна интересная тенденция нового сезона – преобладание бронирований новых туристов. По данным круизных компаний, примерно половина из тех, кто бронирует сейчас круизы, никогда до этого не путешествовала по рекам России. И наиболее четко это прослеживается по люксовым теплоходам и лоукостерам.Так, по данным компании Мостурфлот, на теплоходе Александр Грин это соотношение – 55% новых туристов и 45% постоянных.На Княжне Виктории и России картина еще интереснее – порядка 60-65% новых клиентов, и, соответственно, около 40% повторных. А лоукостеры компании – теплоходы А.С. Пушкин, Княжна Анастасия и Леонид Красин привлекли в этом году 80% новых туристов, оставив только порядка 20% старых.Первое массовое появление туристов-новичков на реках России было зафиксировано уже летом прошлого года. По мнению экспертов, здесь сработало сразу несколько факторов – и закрытые границы, и сарафанное радио и действительно высокий уровень стандартов российских круизов. Многие из тех, кто в прошлом году отправился в речное путешествие спонтанно, затем вполне осознанно приобрели новые круизные туры, в т.ч. и на предстоящий сезон.Впрочем, существует и мнение, что часть новичков – это тоже круизные туристы, просто морские.Есть некая переориентация людей с зарубежных морских круизов на российские речные, которую мы заметили еще в прошлом году, -отмечает г-н Михайловский. Он считает, что люди, которые не смогли выехать в зарубежные морские круизы, не захотели отказываться от любимого водного путешествия, поэтому распробовали отечественные круизы и рассказали о них другим.По мнению эксперта, этот успех отнюдь не случаен, ведь работа по продвижению и повышению уровня сервиса шла давно, просто пандемия помогла быстрее вывести российские предложения из тени.ЦЕНЫ НА РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬПо сравнению с прошлым годом, цены на круизы остались на том же уровне, возможная коррекция не превышает 5-7%. Как отмечают туроператоры, предстоящий сезон не лучшее время для повышения стоимости поездок, поскольку компаниям важно привлечь как можно большую аудиторию и заполнить все свои лайнеры.Впрочем, ждать какого-либо демпинга тоже не стоит: теплоходы не пустуют, по мере ослабления эпидемиологических мер спрос резко подскочит, и загрузка быстро дойдет до 100%. Уже сейчас скидки раннего бронирования в 10% упали в компаниях среднем до 5%, а на некоторые рейсы даже отменены.Текущая цена на человека в день (по данным Мостурфлота) на теплоходе уровня люкс составляет порядка 12 тыс. руб. (по максимальным примененным скидкам – до 9 тыс. руб.), премиум – 8,3 тыс. руб., а круиз на лоукостере, в зависимости от питания и набора экскурсий, обойдется в 4-6 тыс. руб. в сутки на человека.Траты физлиц в этом году достаточно высокие. Туроператоры отмечают, что нередко максимальный чек на семью на теплоходах класса люкс составляет порядка 700 тыс. руб. за круиз, а на компанию – еще больше. Например, одна из самых дорогих покупок на круиз до Плёса в этом году составила 2 млн руб. – одним человеком было куплено сразу несколько кают.Впрочем, по общему мнению, туроператоры не стремятся сделать из российских круизов исключительно элитное направление. Они уверены, что условия и возможности должны быть разными, чтобы в речное путешествие было доступно людям с разным достатком. Поэтому сейчас туристам разрешено вносить предоплату даже в 1000 руб., чтобы закрепить за собой каюту или оплатить круиз в рассрочку, а в течение всего года действуют специальные пенсионные тарифы и различные скидки.ВНИМАНИЕ:Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен. Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в Академии АТОР.Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube!

Источник

Материалы по теме