Собиратели древних тайн

TravelWeekly, 02.12.2021

Где еще искать древние легенды и обычаи русского народа, как не на Рязанской земле? Одна из легенд гласит, что на месте Шилова когда-то было болото. Вез мужик через него продавать на рынок несколько возов шильев. Один из них опрокинулся и затонул в трясине, с тех пор эту местность стали называть Шилово.Экспозиция расположенного здесь музейного историко-культурного комплекса рассказывает об истории, культуре и этнографии поселка. Наш собеседник – основатель Шиловского краеведческого музея и этнокультурного центра «Заряна» Андрей Гаврилов. Одежда и военная амуниция славян, живших на шиловской земле в XI –XIII веках.Изба как микрокосмосПервый зал посвящен женской культуре. В отличие от мира, освещаемого солнцем, изба – это микрокосмос. Поэтому центральное место в экспозиции, как и в доме, занимает печь, воспринимавшаяся всегда как женская сущность. Вокруг нее выставлены различные бытовые предметы. На экскурсии можно не только узнать об их предназначении, но и подержать в руках. Берем, например, обычную лопату. Знакомый из сказок сюжет: Баба-яга сажает в печь на лопате человека. Это описание обряда перепекания. Мать больного ребенка приходила к ведунье. Та клала тесто, «ребенка», на стол и начинала месить, приговаривая: «Месю не тесто, не муку, месю мясо и кости. Леплю не колоб, леплю не калач, леплю ребенка». Затем «ребенка» сажали в печь с заговором, и считалось, что он переродился, а следовательно, пойдет на поправку. Момент помещения в печь воспринимался как оплодотворение, а извлечение готового изделия – как роды. Поэтому мужчины не должны были касаться «кухонных печных дел», и в этом причина того, что они на Руси обычно не готовили.Ухват тоже использовали при лечении некоторых болезней и как средство против нечистой силы. А решето – как шаманский бубен, с его помощью колдуньи наговаривали и привораживали. Этими осветительными приборами раньше пользовались жители Шилова и окрестностей.Чамка и жаровый змейСреди жителей бытовало представление о том, что, сотворив мир, Бог создал и святую воду. Но по мере того как человек взаимодействует с нею, моет руки и прочее, она перенимает его грехи и болезни. Именно в этом поверье кроется секрет нашей чистоплотности: из-за этого на Руси было не принято, чтобы в одной воде мылись несколько человек. Все это элементы традиционной культуры. Как и то, что человек крестится, когда испугается или заходит в лес. Или мир народных сказок, наполненный лешими и домовыми. Например, есть такой жаровый змей – нечистик, который летает к вдовам и ублажает их, принимая облик мужа. До сих пор в деревнях Шиловского района встречаются такие рассказы. В селе Ирицы бабушка говорила сотрудникам музея, собирающим старинные легенды, предания и обряды:– Он из болота возникает, усы, морда змеиная, пыхает, прилетает на кладбище, упал на могилу мужа, и оттуда шар вылетает. Подлетает к избе, рассыпается по крыше и – в трубу, и в доме уже появляется умерший муж.Представленные в музее кости и зубы мамонта были вымыты из-под земли и собраны местными жителями по берегам рек и ручьев, найдены при рытье колодцев. Такие лодки изготавливали шиловцы еще в XIX веке.Шиловская земля издавна была «населена» большим количеством разных существ, и самое значимое из них – Божья Матерь. В местных преданиях говорится, что создал Бог свет и тьму, долго работал, устал и уснул. Проснулся, а все опять смешалось. Тогда он сотворил себе помощников – ангелов, которым наказал следить за порядком, и, повесив звезды, Луну и Солнце, ушел опять спать. А когда проснулся, увидел, что ангелы в карты играют, а вокруг все снова перемешано. Заплакал Бог и пошел к Божьей Матери.– Ты глупый, – сказала она ему. – Чтобы порядок был, женщина должна следить за всем. Надо хозяйку сделать. Отдельная экспозиция посвящена жителям Шилова, участникам крымской и других войн.Создал тогда Бог птицу с женской головой и назвал ее Заряна. С тех пор полудева-полуптица летает и смотрит, чтобы свет не смешался с тьмой, а Солнце не встретилось с Луной, чтобы помнили люди про родителей своих и жили по обычаям. А еще Заряну считают собирательницей тайн. Именно поэтому этнографический отдел называли ее именем. По преданиям богатырь Добрыня Никитич родился в Шилове и похоронен неподалеку, на Добрынином кургане.Также в музее посетители узнают о двухголовых летучих конях, о чамке – русской русалке, огромной бабе ростом под потолок, с мощными трехпалыми ногами и, словно ящерица, покрытой чешуей, и о многих других неведомых существах, до сих пор «обитающих» в этих краях.Древние люди жили долгоВ другом конце здания размещается краеведческий отдел. В нем представлены каменные орудия эпохи неолита, которым по четыре тысячи лет. Кости и зубы мамонта и шерстистого носорога были вымыты из-под земли и собраны местными жителями по берегам рек и ручьев, найдены при рытье колодцев и даже выловлены на рыбалке. Экспозиция, рассказывающая о жизни в Шилове в начале XX века.На рубеже II–III веков на шиловскую землю вторглись очень воинственные племена финно-угров. На стендах выставлены их одежда и оружие – женские и мужские костюмы, копье, боевой дротик, топоры, шлемы. Есть и маленький башмачок, хозяйка которого жила 1,5 тыс. лет назад. Такую одежду носили шиловцы в IV– VI веках.Если присмотреться к выставленным в экспозиции мечам, то можно увидеть черные и белые полосы. Первые – это сталь, вторые – железо. А вот их сочетание позволяло мастерам делать мечи из дамасской стали.Первый зал посвящен женской культуре. В отличие от мира, освещаемого солнцем, изба – это микрокосмос. Поэтому центральное место в экспозиции, как и в доме, занимает печь, воспринимавшаяся всегда как женская сущность.– Арабские путешественники пишут, что на Рязанщине располагалось древнее государство Артания, откуда вывозили мечи, не уступавшие по качеству фракийским, то есть лучшим клинкам того времени, – рассказывает Андрей Гаврилов. – Металлографический анализ наших клинков показал, что они действительно дамасские, и более того, в Шиловском районе найдены полуфабрикаты дамасской стали. Детские рыцарские доспехи. Рядом представлены изделия из металла, изготовленные в XVIII –XIX веках.В экспозиции музея есть колоритный фрагмент женского погребения. Барышне было 24 года. Похоронный обряд в те времена был прост. Выкапывали яму, покойного заворачивали в ткань или в бересту. «В дорогу» ему не клали ничего лишнего, только то, что он мог унести на себе. Мужчинам – оружие, копье, топор, дротик. Женщинам – их украшения. Вообще, считается, что продолжительность жизни тогда была очень низкой из-за плохой пищи, тяжелых бытовых условий, нападений врагов. Но археологи, проанализировав найденные останки, считают, что средний возраст древнего человека – 60 лет. Находили даже захоронения людей, которым на момент смерти было по 70 лет, правда, их очень мало. Фрагмент погребения девушки, жившей несколько тысяч лет назад.В музее богатая коллекция тканей – шелковые, шерстяные, льняные, привезенные из Индии и Китая, им более тысячи лет. Говорят, что коллекция больше и разнообразнее, чем собрание текстиля рязано-окских племен, представленное в Государственном историческом музее в Москве. Практически ни один народный праздник в Шилове не обходится без баранок и самовара. Адрес музея: Рязанская область, Шиловский район,п. Шилово, ул. Спасская, 38.museumkompleks.ruТЕКСТ И ФОТО: МАРИНА КРУГЛЯКОВА The post Собиратели древних тайн first appeared on https://rustur.ru.